Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АВИНЬО́НСКОЕ ПЛЕНЕ́НИЕ ПАП

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 84

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ф. Г. Овсиенко

АВИНЬО́НСКОЕ ПЛЕНЕ́НИЕ ПАП, пе­ри­од вы­ну­ж­ден­но­го пре­бы­ва­ния рим. пап в Авинь­о­не с 1309 по 1377 и их за­ви­си­мо­сти от франц. ко­ро­лей; по­лу­чил назв. по ана­ло­гии с опи­сан­ным в Вет­хом За­ве­те и про­дол­жав­шим­ся ок. 70 лет «ва­ви­лон­ским пле­не­ни­ем».

Пе­ре­ме­ще­ние ре­зи­ден­ции пап из Ри­ма в Авинь­он бы­ло ре­зуль­та­том не­стабиль­ной си­туа­ции в Ита­лии, в т. ч. в Ри­ме (кон­флик­ты ме­ж­ду разл. по­ли­тич. груп­пи­ров­ка­ми, ан­ти­феод. дви­же­ние об­ни­щав­ших гор. масс, ост­рое со­пер­ни­че­ст­во ме­ж­ду влия­тель­ны­ми ро­да­ми). Па­пы ис­ка­ли под­держ­ки у ко­ро­ля Фран­ции Фи­лип­па IV Кра­си­во­го. На­ча­ло А. п. п. по­ло­жил Кли­мент V, под­чи­нив­ший­ся дик­та­ту франц. ко­ро­ля, стре­мив­ше­го­ся ут­вер­дить свою аб­со­лют­ную власть, по­ста­вив её вы­ше вла­сти ду­хов­ной. Пре­бы­ва­ние в Авинь­о­не, пла­ни­ро­вав­шее­ся как вре­мен­ное, за­тя­ги­ва­лось по ме­ре уси­ле­ния за­ви­си­мо­сти пап­ст­ва от Фран­ции; по­сте­пен­но боль­шин­ст­во по­стов в кар­ди­наль­ской кол­легии и в уп­рав­ленч. цер­ков­ных ор­га­нах за­ня­ли фран­цу­зы, не же­лав­шие пе­ре­ез­жать в Рим. По­сле Фи­лип­па IV по­сле­дую­щие ко­ро­ли Фран­ции кон­тро­ли­ро­ва­ли про­цесс из­бра­ния 8 пон­ти­фи­ков (7 из них – фран­цу­зы). А. п. п. со­про­во­ж­да­лось не­га­тив­ны­ми тен­ден­ция­ми, под­ры­вав­ши­ми ав­то­ри­тет пап­ст­ва (про­да­жа цер­ковных долж­но­стей, тор­гов­ля ин­дуль­ген­ция­ми, сбор кре­сто­нос­ной де­ся­ти­ны, ан­на­тов – сбо­ров в поль­зу пап­ской каз­ны с лиц, по­лу­чив­ших ва­кант­ный цер­ков­ный бе­не­фи­ций и др.). При­чи­ну па­де­ния влия­ния пап со­вре­мен­ни­ки ус­мат­ри­ва­ли в их за­ви­си­мо­сти от свет­ской вла­сти и пре­бы­ва­нии за пре­де­ла­ми Рима. Ф. Пет­рар­ка, Бир­гит­та (впо­следст­вии св. Бир­гит­та Швед­ская), Ека­те­ри­на Бе­нин­ка­за (впо­след­ст­вии св. Ека­те­ри­на Си­ен­ская) убе­ди­ли па­пу Ур­ба­на V (1362–70) вер­нуть­ся в Рим. При­быв­ший в 1365 в Рим Ур­бан V в 1370 вновь был вы­ну­ж­ден вер­нуть­ся в Авинь­он из-за по­зи­ции франц. кар­ди­на­лов и слож­ной по­ли­тич. си­туа­ции в Ита­лии (борь­ба по­ли­тич. груп­пи­ро­вок и сол­дат­ские бун­ты). Поль­зу­ясь ос­лаб­ле­ни­ем Фран­ции во вре­мя Сто­лет­ней вой­ны 1337–1453, па­па Гри­го­рий XI (1370–78) в 1377 при­нял ре­ше­ние пе­ре­ехать в Рим. А. п. п. был по­ло­жен ко­нец, но кри­зис в ка­то­ли­че­ской церк­ви уси­лил­ся, по­сколь­ку но­вым па­пой был из­бран не фран­цуз, а италь­я­нец Ур­бан VI (1378–89); франц. кар­ди­на­лы не при­зна­ли его, из­брав сво­им па­пой Кли­мента VII (см. Ан­ти­па­па). Этот кри­зис (т. н. За­пад­ная схиз­ма 1378–1417) был пре­одо­лён толь­ко на со­бо­ре в Кон­стан­це (1417).

Лит.: Dupré-Theseider E. I Papi di Avignone e la questione romana. Firenze, 1939; Guillemain B. La Cour pontificale d’Avignon (1309–1376): Étude d’une société. P., 1962; Ка­то­ли­че­ская эн­цик­ло­пе­дия. М., 2002. Т. 1. С. 40–41.

Вернуться к началу