
АФО́Н
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АФО́Н (Айон-Орос, Святая Гора, греч. Ἄθως, Ἄγιον Ὄρος), крупнейший в мире центр православного монашества. Расположен на п-ове Айон-Орос (вост. выступ п-ова Халкидики), на северо-востоке Греции. Выс. Св. Горы 2033 м. А. является «самоуправляющейся частью Греческого государства» и управляется представителями монастырей, составляющими Священный Кинот. Адм. центр – в г. Карея (совр. Карье). Находится под церковной юрисдикцией Константинопольского патриархата.
Время появления первых монахов на А. точно неизвестно; первоначально преобладало отшельничество (прп. Пётр Афонский). В 9 в. значение афонских монашеских общин возросло: в 843 в Константинополь прибыла их делегация (хроника Генесия, сер. 10 в.). Первый общежительный монастырь, Великая Лавра, основан в 10 в. прп. Афанасием Афонским при покровительстве визант. имп. Никифора II Фоки. Первый устав монашеского сообщества («Трагос») А. был издан в кон. 971 или нач. 972 визант. имп. Иоанном I Цимисхием; орган управления А. – протат. В 11–12 вв. возникли монашеские общины выходцев из др. стран: Болгарии, Сербии, Грузии, Руси. В 1045 визант. имп. Константином IX Мономахом издан новый устав А. (переработан в 1406). Расцвет монашества на А. в 14 в. связан с распространением исихазма, основоположниками которого были Григорий Синаит и Григорий Палама. После падения Визант. империи (1453) А. находился под властью тур. султанов; несмотря на полученное от них признание прежних привилегий, непосильные подати и поборы привели к экономич. упадку многих афонских монастырей в 15–17 вв. Во 2-й пол. 16–17 вв. большинство монахов переселились из крупных монастырей в скиты. Возрождение монастырей произошло после реформы патриарха Константинопольского Гавриила IV, издавшего в 1783 новый устав А., восстанавливавший древние иноческие обычаи. В 18 в. духовная жизнь на А. оживилась благодаря деятельности Евгения Вулгариса, Никодима Святогорца и др. В 1821–30 А. оккупирован турками, с 1869 ими введено прямое адм. правление.
Появление на А. монахов из России относится к древнейшему периоду истории Св. Горы. По сообщению «Повести временных лет», в 11 в. на А. принял монашеский постриг Антоний Печерский, один из основоположников рус. монашества. Благодаря афонскому влиянию происходили важные изменения в духовной жизни рос. монастырей. В 15 в. в них распространилось афонское молитвенное правило, важную часть которого составляла Иисусова молитва, в кон. 15–16 в. под влиянием А. возникла новая для России форма организации монастыря – скит. В 1518 по просьбе вел. кн. Василия III Ивановича с А. в Москву для правки книг прибыл Максим Грек. В 18 в. на А. возникла школа Паисия Величковского по изучению, переводу и переписыванию святоотеческих творений. Многие из рус. монахов, бывших учениками Паисия Величковского на А., в кон. 18 в. вернулись в Россию, где благодаря их деятельности к сер. 19 в. в 30 епархиях распространились монастыри, придерживавшиеся аскетич. традиции его школы. С кон. 19 в. на А. число монахов из России стремительно увеличилось, к 1912 рус. монахи составляли половину насельников А. В 1913 их число резко сократилось в результате депортации с А. более 800 приверженцев имяславия. Приток монахов из России прекратился после 1917. С кон. 1980-х гг. после долгого перерыва началось возрождение рус. монашества на А. В 1912 А. стал частью гос-ва Греция. В 1924 принята «Уставная хартия Св. Горы Афонской» (далее Устав). Согласно древнему преданию, А. является уделом Богородицы. Доступ женщин на А. запрещён. Монастыри А. пользуются юлианским календарём.
А. – один из крупнейших центров православного иск-ва. Самый древний архит. памятник А. – базилика Протат в Карье (кон. 11 в.). В кон. 10–11 вв. на А. вырабатывается особый тип крестово-купольного храма с боковыми апсидами-хорами, большим нартексом, к которому примыкают боковые приделы, также перекрытые куполами, и внешним нартексом. Первый храм такого типа – кафоликон Великой лавры, ставший образцом для соборных храмов Св. Горы. К наиболее ранним памятникам изобразит. иск-ва на А. относятся мозаики католикона мон. Ватопед («Благовещение», сер. 11 в., и «Деисус», 12 в.). В монастырях Хиландар и Ватопед находятся фрески 13–14 вв., в мон. Пантократор – 14 в. В 1535 и 1550-х гг. в соборах и трапезных Великой Лавры, монастырях Ставроникита и Иверском работал выдающийся иконописец Феофан Критянин. Большая часть афонских росписей относится к поствизантийскому периоду (16–17 вв.). В 17–19 вв. росписи храмов продолжали следовать традиц. визант. иконографии. В 18 в. афонский худ. Д. Фурноаграфиот составил т. н. Ерминию – руководство по иконописанию. В это же время на А. активно работали монастырские иконописные мастерские, изготавливавшие списки с визант., серб. и рус. чудотворных икон, хранившихся в монастырях А. Книгохранилища монастырей Пантократор, Ставроникита и мон. Прп. Дионисия насчитывают св. 1800 древних рукописей, украшенных миниатюрами 9–14 вв. Монастыри А. неоднократно обновлялись и перестраивались.
Согласно Уставу, Св. Гора состоит из 20 монастырей (ныне в них около 2000 монахов), которые имеют следующий иерархический порядок: Великая Лавра (мон. в честь Благовещения Пресвятой Богородицы), основана в 963, гл. храм 10 в. (фрески Феофана Критянина, 1535). Святыни – мощи и крест прп. Афанасия, глава Василия Великого и др., икона Божией Матери Экономиссы. Библиотека насчитывает более 2000 рукописей. Великой Лавре принадлежат самые большие владения, их общая площадь составляет 72 тыс. га, т. е. 21,3% всей территории полуострова. Ватопед (мон. в честь Благовещения Пресвятой Богородицы), основан около 972–985; собор 10 в. Святыни – пояс Богородицы, Крест Константина Великого, иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», «Всецарица», «Закланная». В 1748–49 здесь была организована Афонская академия. Ватопеду принадлежит скит ап. Андрея (келлия основана в 1766 патриархом Константинопольским Серафимом II, в 1849 получила статус рус. скита, храм в 1867–1900, самый большой на А., заложен вел. кн. Алексеем Александровичем). Святыня – часть главы ап. Андрея Первозванного. Библиотека насчитывает примерно 1700 рукописей. Иверский (мон. в честь Успения Пресвятой Богородицы; грузинский), основан в 979/980 визант. аристократом груз. происхождения Иоанном Торником, при его преемнике Евфимии Святогорце монастырь стал одним из крупнейших (ок. 300 монахов). В 1357 патриарх Константинопольский Каллист I передал монастырь под управление греков, и груз. монахи стали составлять меньшинство. В 1653 подворьем Иверского мон. стал Никольский мон. в Москве. Собор (осн. его часть построена в кон. 10 в., реконструирована в нач. 11 в. и восстановлена в 1513), фрески 16–19 вв. Святыня – Иверская икона Божией Матери. Библиотека насчитывает примерно 2000 рукописей. Хиландар (мон. в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм; сербский), основан в кон. 12 в. серб. жупаном Стефаном Неманей и его сыном свт. Саввой Сербским. Пользовался особым покровительством рус. царей. С сер. 18 в. среди монахов преобладали болгары (в т. ч. прп. Паисий Хиландарский, автор «Истории славяно-болгарской», 1762). Число сербов в монастыре значительно увеличилось после посещения А. серб. королём Александром I (1896). Святыня – икона Божией Матери Троеручицы. Мон. Прп. Дионисия (в честь Рождества Иоанна Предтечи), основан во 2-й пол. 14 в. прп. Дионисием из селения Корисос на средства трапезундского имп. Алексея III Великого Комнина. Кутлумуш (мон. в честь Преображения Господня). Впервые монастырь с названием Кутлумуш упомянут ок. 1169. Пантократор (мон. в честь Преображения Господня), впервые упоминается в документальных источниках в 1358, основан визант. аристократами братьями Алексеем и Иоанном при поддержке имп. Иоанна V Палеолога. Собор (1362). Святыни – часть Хитона Господня, икона Божией Матери Геронтиссы. Монастырю принадлежит скит пророка Илии (основан в 1757 Паисием Величковским, храм в 1893–1900). Ксиропотам (мон. 40 Севастийских мучеников), основан в 10 в. прп. Павлом Ксиропотамским. Зограф (мон. Вмч. Георгия Победоносца; болгарский), основан в 10 в. (919?) Моисеем, Аароном и Иоанном Селимой из Охрида – по одной версии, братьями болг. царя Самуила, по другой – простыми иноками. В 1275 сторонники Лионской унии разорили монастырь и сожгли в башне 26 зографских мучеников. В 1542 Зограф пострадал от набега разбойников, а в 1622 пришёл в запустение из-за эпидемии чумы. В 1849 стал общежительным и пережил расцвет в сер. – 2-й пол. 19 в., имея 22 храма и параклиса. Собор (1801). Святыни – нерукотворный образ вмч. Георгия и Акафистная икона Божией Матери. Дохиар (мон. в честь архангелов Михаила и Гавриила), основан во 2-й пол. 10 в. или нач. 11 в. Евфимием, дохиаром (келарем) Афанасия Афонского. Каракал (мон. в честь апостолов Петра и Павла), основан в нач. 11 в. монахом Николаем. Филофей (мон. в честь Благовещения Богородицы), основан в кон. 10 – нач. 11 вв. прп. Филофеем Афонским. Симонопетра (мон. в честь Рождества Христова), основан в сер. 13 в. прп. Симоном Мироточивым, в 1363 отстроен серб. деспотом Иоанном Углеша. Мон. Св. Павла (в честь Сретения Господня), основан в кон. 10 в. прп. Павлом Ксиропотамским, ок. 1382–85 восстановлен сербами. Ставроникита (мон. в честь свт. Николая Чудотворца), основан как скит в кон. 10 – нач. 11 вв., пришёл в упадок в 12 в. в результате пиратских набегов, в 13 в. был подчинён мон. Кутлумуш, в 1530-х гг. возрождён игуменом Григорием Гиромериатисом; в 1541 или 1542 скит Ставроникита был преобразован в монастырь. Ксенофонт (мон. в честь вмч. Георгия Победоносца), основан в кон. 10 в. прп. Ксенофонтом. Мон. Прп. Григория (мон. в честь свт. Николая Чудотворца), основан в 14 в. прп. Григорием, учеником Григория Синаита. Эсфигмен (мон. в честь Вознесения Господня), основан в кон. 10 – нач. 11 вв. Пантелеимонов монастырь (мон. в честь вмч. Пантелеимона; русский), основан в кон. 10 в.; Констамонит (мон. Первомученика Стефана), известен с 11 в.