БЛАГОДА́ТЬ
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЛАГОДА́ТЬ (евр. חן или חסד, греч. χάρις, лат. gratia), в христианстве Божественная сила (δύναμις), в которой Бог являет Себя человеку, а человек с её помощью преодолевает в себе греховное начало.
В Ветхом Завете словом חן характеризуется мудрый человек (Еккл. 10:12), осн. значениями слова חסד являются «милость», «милосердие». О Б., как о Божественной силе, говорит апостолам сам Иисус Христос (Деян. 1:8). Как сила Б. понимается ап. Павлом (2 Кор. 12:9). Б. действует на человека подобно свету во тьме (Ин. 1:4–5): она просвещает всякого приходящего в мир (Ин. 1:9). Под этим воздействием рассеивается греховная тьма, мешающая человеку познать самого себя и постигнуть подлинный смысл жизни. Б. просвещает прежде всего душу человека, его сердце и его совесть. Освящение Б. человека стало возможным благодаря совершённому Христом искуплению человеческого рода (Ин. 7:39). Поэтому Б. даруется человеку только «во Христе Иисусе» (1 Кор. 1:4), а принявшие Б. и имеющие её в себе становятся носителями «Духа Христова» (Рим. 8:9), Который посылается Богом Отцом (см. Троица) и вселяется в их сердца (Гал. 4:6). Совершителем же благодатного освящения человека является Святой Дух.
В православной традиции о природе Божественной силы речь идёт в «Ареопагитиках» (О Божественных именах, II, 4–5, 7, 11). Эта сила называется также «энергиями», «Божественной славой», «лучами Божества», «нетварным светом». Она является проявлением Божественной природы, поэтому ею обладают все три Лица Св. Троицы независимо от их ипостасных свойств.
В католич. традиции Б. разделяется на виды. До недавнего времени признавалось наличие Б. внешней, внутренней, предваряющей, побуждающей, действующей, освящающей, Божией, Христовой и др. В совр. Катехизисе (офиц. своде учения) католич. церкви говорится только о 3 видах Б.: первичной, находящейся у истоков обращения человека; воздействующей (актуальной), представляющей собой Божественное «вмешательство», участие; освящающей, которая является постоянным даром, сверхъестественным расположением, совершенствующим душу, чтобы сделать её способной жить с Богом.
Протестантское учение о Б. отличается многообразием точек зрения. Полемика между М. Лютером и Ф. Меланхтоном и их сторонниками обнаружила разные взгляды на Б., действующую в разл. моменты, а также на усвоение Б. человеком. При этом оба придерживались осн. положений учения о Б. Августина. Они признавали полную неспособность к добру природы человека, испорченной грехом (Формула согласия. Конспективное изложение. I, 13–16; Детальное изложение. I, 1–10, особенно 11, 60). Добро в человеке – это исключительно результат действия в нём Б. Согласно Ж. Кальвину, от нашей воли не может произойти ничего доброго, пока она не будет преображена, а преображённая – она уже не от нас, но от Бога (Наставления в христианской вере. II, 3, 8). Кальвинисты (см. Кальвинизм) и пуритане в понимании Б. исходили из абсолютного предопределения избранных к спасению. Впоследствии под влиянием идей либеральной теологии наблюдается смягчение этого жёсткого принципа.