Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИ́ЕВО-ПЕЧЕ́РСКАЯ ЛА́ВРА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 644

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Жиленко, К. Крайний; П. С. Павлинов (архитектура)

КИ́ЕВО-ПЕЧЕ́РСКАЯ ЛА́ВРА (Свя­то-Ус­пен­ская Кие­во-Пе­чер­ская лав­ра), один из древ­ней­ших пра­во­слав­ных мо­на­сты­рей Ру­си. На­хо­дит­ся в Кие­ве (Ук­раи­на).

Фото П. С. Павлинова Киево-Печерская лавра. Вид с моста имени Е. Патона.

Све­де­ния об ос­но­ва­нии К.-П. л. при­ве­де­ны в «По­вес­ти вре­мен­ных лет» и Кие­во-Пе­чер­ском па­те­ри­ке. К.-П. л. ос­но­ва­на как пе­щер­ный мо­на­стырь мо­на­хом св. Ан­то­ни­ем Пе­чер­ским, по­се­лив­шим­ся в Кие­ве, ве­ро­ят­но, в кон. 1051 – нач. 1052, на пра­вом, вы­со­ком бе­ре­гу р. Днепр, близ с. Бе­ре­сто­во – за­го­род­ной ре­зи­ден­ции ки­ев­ских кня­зей. Пер­во­на­чаль­но Ан­то­ний жил в пе­ще­ре как от­шель­ник. Вско­ре во­круг не­го сло­жи­лась об­щи­на мо­на­хов, сре­ди ко­то­рых бы­ли по­стри­жен­ни­ки из бли­жай­ше­го ок­ру­же­ния ки­ев­ско­го кн. Изя­сла­ва Яро­сла­ви­ча. В 1062, при вто­ром игу­ме­не Вар­лаа­ме, ки­ев­ский кн. Изя­слав пе­ре­дал оби­те­ли зем­лю над пе­ще­ра­ми, на ко­то­рой был воз­ве­дён т. н. Вет­хий мо­на­стырь. С рос­том чис­ла бра­тии Ан­то­ний с не­сколь­ки­ми уче­ни­ка­ми уе­ди­нил­ся на со­сед­нем хол­ме, ос­но­вав но­вый пе­щер­ный ком­плекс (т. н. Ближ­ние, или Ан­то­ние­вы, пе­ще­ры К.-П. л.). Пе­ще­ры под ста­рым мо­насты­рём но­сят на­зва­ние Даль­них, или Фео­до­сие­вых, – по име­ни третье­го игу­ме­на св. Фео­до­сия Пе­чер­ско­го, ко­то­рый, вве­дя в мо­на­сты­ре Сту­дий­ский ус­тав, стал ос­но­ва­те­лем рус. об­ще­жи­тель­но­го мо­на­ше­ст­ва. В 1073–78 на по­жа­ло­ван­ной ки­ев­ским кня­зем зем­ле, близ с. Бе­ре­сто­во, был воз­ве­дён мо­на­стыр­ский Ус­пен­ский со­бор. На эту тер­ри­то­рию, впо­след­ст­вии на­зван­ную Верх­ней лав­рой, пе­ре­мес­тил­ся центр мо­на­стыр­ской жиз­ни. Пе­ще­ры Ниж­ней лав­ры ста­ли ис­поль­зо­вать­ся в ка­че­ст­ве мес­та по­гре­бе­ния умер­ших мо­на­хов.

С кон. 11 в. в мо­на­сты­ре, став­шем круп­ным цер­ков­ным и куль­тур­ным цен­тром (в ча­ст­но­сти, цен­тром ле­то­пи­са­ния), имев­шем зна­чит. влия­ние на по­ли­тич. про­цес­сы в Ки­ев­ской Ру­си, под­ви­за­лись из­вест­ные цер­ков­ные пи­са­те­ли (Си­мон, По­ли­карп), ле­то­пис­цы (Ни­кон Ве­ли­кий, Не­стор), ико­но­пис­цы (Али­пий, Гри­го­рий), вра­чи (Ага­пит, Да­ми­ан Це­леб­ник). Во 2-й пол. 12 в. пе­чер­ские на­стоя­те­ли по­лу­чи­ли ти­тул ар­хи­ман­д­ри­тов, и, по мне­нию ря­да ис­сле­до­ва­те­лей, то­гда же мо­на­стырь стал име­но­вать­ся лав­рой. Од­на­ко бо­лее ус­то­яв­шим­ся яв­ля­ет­ся мне­ние, что этот ти­тул вме­сте со ста­ту­сом став­ро­пи­гии был да­ро­ван оби­те­ли пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским Ие­ре­мией в 1598 (под­твер­ждён цар­ским ука­зом в 1688).

В 1240 мо­на­стырь был раз­граб­лен в хо­де мон­го­ло-та­тар­ско­го на­ше­ст­вия, вско­ре вос­ста­нов­лен, став гл. ду­хов­ным цен­тром Кие­ва. С К.-П. л. свя­за­но уч­ре­ж­де­ние пер­вой в Кие­ве ти­по­гра­фии [1615, при ар­хим. Ели­сее (Пле­те­нец­ком), по др. дан­ным, в сер. 16 в.]. Наи­боль­ший рас­цвет лав­ры от­но­сит­ся к 1627–47, вре­ме­ни управ­ле­ния ею митр. Ки­ев­ским Пет­ром Мо­ги­лой. При нём ок. 1643 со­стоя­лась ка­но­ни­за­ция пе­чер­ских мо­на­хов, по­гре­бён­ных в Даль­них и Ближ­них пе­ще­рах (к нач. 21 в. Со­бор кие­во-пе­чер­ских под­виж­ни­ков на­счи­ты­вал бо­лее 120 свя­тых: в Ближ­них пе­ще­рах находятся мощи 73 подвижников, в Даль­них – 49). К.-П. л. ста­ла од­ним из осн. пра­во­слав­ных па­лом­нич. цен­тров.

К кон. 18 в. К.-П. л. яв­ля­лась од­ним из круп­ней­ших зем­ле­вла­дель­цев Рос­сии (ей при­над­ле­жа­ли ок. 200 сёл, 7 мес­те­чек). В ре­зуль­та­те ре­фор­мы 1786 лав­ра ли­ши­лась не толь­ко боль­шин­ст­ва зе­мель­ных уго­дий, но и став­ро­пи­ги­аль­но­го ста­ту­са. С это­го вре­ме­ни её свя­щен­но­ар­хи­ман­д­ри­том яв­лял­ся ми­тро­по­лит Ки­ев­ский, те­ку­щие мо­на­стыр­ские де­ла ре­шал на­ме­ст­ник. Эко­но­мич. под­спорь­ем оби­те­ли ста­ли про­цен­ты с бан­ков­ских ка­пи­та­лов.

В 19 в. на­стоя­те­ля­ми лав­ры бы­ли вы­даю­щие­ся цер­ков­ные дея­те­ли – митр. Ев­ге­ний (Бол­хо­ви­ти­нов) и митр. Фи­ла­рет (Ам­фи­те­ат­ров). Воз­ро­ж­да­лось ино­чес­кое под­виж­ни­че­ст­во, яр­ки­ми пред­ста­ви­те­ля­ми ко­то­ро­го бы­ли Фео­фил (Го­рен­ков­ский), во­зоб­но­вив­ший схим­ни­че­ст­во в лав­ре, Пар­фе­ний (Крас­но­пев­цев), Па­и­сий (Яроц­кий), Алек­сий (Ше­пе­лев). В нач. 20 в. при митр. Фла­виа­не (Го­ро­дец­ком) К.-П. л. пре­вра­ти­лась в круп­ный куль­тур­но-про­све­ти­тель­ный центр: поя­ви­лись но­вая биб­лио­те­ка, при­ход­ское учи­ли­ще, ак­ти­ви­зи­ро­ва­лась из­да­тель­ская дея­тель­ность.

По­сле ус­та­нов­ле­ния сов. вла­сти в лав­ре был соз­дан Му­зей куль­тов и бы­та (1922). 29.9.1926 тер­ри­то­рия лав­ры объ­яв­ле­на ис­то­ри­ко-куль­тур­ным гос. за­по­вед­ни­ком с пре­об­ра­зо­ва­ни­ем её во Все­ук­ра­ин­ский му­зей­ный го­ро­док, объ­е­динив­ший ком­плекс му­зе­ев, биб­лио­тек, ар­хи­вов. В это же вре­мя с раз­ре­ше­ния вла­стей в К.-П. л. бы­ла уч­ре­ж­де­на об­нов­ленч. об­щи­на (см. Об­нов­лен­че­ст­во). Б. ч. мо­на­стыр­ской бра­тии во гла­ве с ар­хим. Гер­мо­ге­ном (Го­лу­бе­вым) уш­ла из мо­на­сты­ря, мо­на­хи со­вер­ша­ли бо­го­слу­же­ния в Оль­гин­ской ц. на Пе­чер­ске и в при­ле­гаю­щих к Кие­ву лавр­ских пýс­ты­нях – Ки­та­ев­ской, Го­ло­се­ев­ской и Пре­об­ра­жен­ской. 17.1.1930 об­нов­ленч. об­щи­на в лав­ре ли­к­ви­ди­ро­ва­на; в 1933–1934 из лавр­ских пýс­ты­ней бы­ли из­гна­ны и пред­ста­ви­те­ли ка­но­нич. Церк­ви. Во вре­мя нем. ок­ку­па­ции, в кон. 1941, по ини­циа­ти­ве схи­ар­хие­пи­ско­па Ан­то­ния (Аба­шид­зе) на Ближ­них пе­ще­рах был воз­ро­ж­дён мо­на­стырь; в февр. 1961 вновь уп­разд­нён.

В 1988, за неск. дней до на­ча­ла юби­лей­ных тор­жеств по слу­чаю 1000-ле­тия Кре­ще­ния Ру­си (5–12 ию­ня), К.-П. л. бы­ла во­зоб­нов­ле­на как мо­на­стырь. Церк­ви бы­ли воз­вра­ще­ны Даль­ние пе­ще­ры, в февр. 1990 – Ближ­ние. С нач. 1990-х гг. на тер­ри­то­рии Ниж­ней лав­ры раз­ме­ща­ют­ся ре­зи­ден­ция ми­тро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и всея Ук­раи­ны, Ки­ев­ская ду­хов­ная ака­де­мия и се­ми­на­рия. На тер­ри­то­рии Верх­ней лав­ры про­дол­жа­ют функ­цио­ни­ро­вать му­зеи, ис­то­рич. биб­лио­те­ка и др. уч­ре­ж­де­ния куль­ту­ры.

Киево-Печерская лавра. Троицкая надвратная церковь. 1106–08. Фасад 1-й пол. 18 в. Фото А. И. Нагаева

Ком­плекс К.-П. л. име­ет пл. ок. 28 га. Верх­няя лав­ра, ок­ру­жён­ная ка­мен­ны­ми кре­по­ст­ны­ми сте­на­ми (1698–1701, арх. Д. В. Ак­са­ми­тов) с 8-гран­ны­ми баш­ня­ми (в т. ч. Онуф­ри­ев­ская баш­ня с быв. ц. Св. Онуф­рия Ве­ли­ко­го), при­об­ре­ла совр. вид гл. обр. по­сле по­жа­ра 1718, унич­то­жив­ше­го зна­чит. часть по­стро­ек. Со­хра­ни­лась 4-столп­ная од­но­ку­поль­ная Тро­иц­кая над­врат­ная ц. (1106–08, вос­ста­нов­ле­на с оформ­ле­ни­ем фа­са­дов в сти­ле укр. ба­рок­ко в 1722–29, сев. при­твор – 1731–34, леп­ные ба­роч­ные ук­ра­ше­ния – 1735, рос­пи­си – 1734, 1742–44). Близ Тро­иц­кой ц. – ан­самбль быв. Ни­коль­ско­го боль­нич­но­го мон.: Ни­коль­ская ц. (1677–95, ико­но­стас – 1780) с боль­нич­ной па­ла­той (1720-е гг.), ап­теч­ный кор­пус с ко­ло­коль­ней (1902–03, арх. Е. Ер­ма­ков; ны­не Гос. ис­то­рич. б-ка Ук­раи­ны). В цен­тре Верх­ней лав­ры – Ус­пен­ский со­бор (1073–78; пе­ре­стро­ен в 1470, 1723–29, рас­пи­сы­вал­ся в 1083–88, 18 в., 1893, взо­рван в 1941, уце­ле­ла юго-вост. часть; вос­ста­нов­лен в 1998–2000, арх. О. Грау­жис и др.; фраг­мен­ты мо­за­ик, ши­фер­ные пли­ты 12 в.), во­круг ко­то­ро­го рас­по­ло­же­ны по­строй­ки в сти­ле укр. и ев­роп. ба­рок­ко: ц. Всех Свя­тых над Эко­но­мич. во­ро­та­ми (1696–98; ико­но­стас – 18 в., рос­пи­си – 1905–07, И. С. Ижа­ке­вич с уче­ни­ка­ми), Эко­но­мич. кор­пус (1720–1723, над­стро­ен в 1848 или 1843, арх. П. И. Спар­ро), ке­льи со­бор­ных стар­цев (17–18 вв.; ны­не вы­ста­воч­ные за­лы), т. н. Ков­ни­ров­ский кор­пус (17 в., 1721–1727, пе­ре­стро­ен в 1744–46, арх. С. Д. Ков­нир; с 1969 Му­зей ис­то­рич. дра­го­цен­но­стей Ук­раи­ны; про­из­ве­де­ния иск-ва с 6 в. до н. э., в т. ч. скиф­ское зо­ло­то), зда­ние ти­по­гра­фии (1701, пе­ре­строе­но в 1721–22, 2-й этаж – 1851–56; с 1972 Му­зей кни­ги и кни­го­пе­ча­та­ния), быв. ми­тро­по­ли­чьи по­кои (1727–31, до­строе­ны в 1752–1803, рос­пи­си – 1817, И. Вол­ков; с вос­то­ка при­мы­ка­ет до­мо­вая Бла­го­ве­щен­ская ц., 1904–05, арх. Е. Ер­ма­ков, ны­не Му­зей укр. нар. де­ко­ра­тив­но­го иск-ва, ос­но­ван в 1899), 4-ярус­ная 16-гран­ная в пла­не Ве­ли­кая ко­ло­коль­ня (1731–1745, арх. И. Г. Ше­дель с ис­поль­зо­ва­ни­ем про­ек­та Ф. А. Ва­силь­е­ва, 1720; вы­со­та с кре­стом 96,5 м). К юго-вос­то­ку от Ус­пен­ско­го со­бо­ра – ц. Свя­тых Ан­то­ния и Фео­до­сия в не­ови­зан­тий­ском сти­ле с при­мы­каю­щей с за­па­да быв. тра­пез­ной па­ла­той (1893–95, арх. В. Н. Ни­ко­ла­ев; ин­терь­ер по про­ек­ту А. В. Щу­се­ва, рос­пи­си – 1910), Юж­ные (Пе­щер­ные) во­ро­та (1795, инж. Ш. де Шар­дон). У тра­пез­ной па­ла­ты на­хо­дят­ся мо­ги­лы В. Л. Ко­чу­бея, П. А. Сто­лы­пи­на. С юго-за­па­да к Верх­ней лав­ре при­мыка­ет об­не­сён­ный сте­ной Стран­но­при­им­ный двор (в т. ч. кор­пус для име­ни­тых бо­го­моль­цев – 1810, арх. Спар­ро). На её тер­ри­то­рии так­же на­хо­дится Му­зей те­ат­раль­но­го, му­зы­каль­но­го иск-ва и ки­но­ис­кус­ст­ва Ук­раи­ны (ос­но­ван в 1923).

Киево-Печерская лавра. Успенский собор. 11–18 вв. Восстановлен в 1998–2000. Фото А. И. Нагаева

Ниж­няя лав­ра, за­щи­щён­ная кре­по­ст­ной сте­ной (1844–48, инж. О. фон Фрай­ман), пред­став­ля­ет со­бой ан­самбль разъ­еди­нён­ных ов­ра­гом, но свя­зан­ных на­зем­ной пе­ре­ход­ной га­ле­ре­ей (2-я пол. 17 в., ре­кон­ст­рук­ция – 1816 и 1869) Ближ­них (Ан­то­ние­вых) и Даль­них (Фео­до­сие­вых) пе­щер. В пе­ще­рах со­хра­ни­лись по 3 под­зем­ные церк­ви: в Ближ­них (дли­на 383 м) – Св. Ан­то­ния (кон. 16 – нач. 17 вв.; мед­ный ико­но­стас – 1813), Вве­де­ния Бо­го­ро­ди­цы (в обе­их – мра­мор­ные ко­лон­ны из Ус­пен­ско­го со­бо­ра) и Св. Вар­лаа­ма (1691, в двух по­след­них – ико­но­ста­сы 1814–19, худ. Ф. Ко­роб­ка); в Даль­них (дли­на 293 м; в кон. 17 в. со­еди­не­ны с Ва­ряж­ски­ми пе­ще­ра­ми, в ко­то­рых мо­на­хи скры­ва­лись во вре­мя на­па­де­ний не­прия­те­ля) – церк­ви Бла­го­ве­ще­ния (ок. 1058, кир­пич­ный ико­но­стас – 1989–90), Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва (ок. 1060) и Св. Фео­до­сия (по­сле рас­ши­ре­ния в нач. 18 в. – наи­бо­лее про­сторная, рос­пи­си – кон. 18 в.; в обе­их – мед­ные ико­но­ста­сы кон. 18 в.). Над Ближ­ни­ми пе­ще­ра­ми – 3-ку­поль­ная ц. Воз­дви­же­ния Кре­ста (1700–04, рос­пи­си – сер. 18 в. и 1894–95, худ. Д. Да­вы­дов, ико­но­стас – 1767–69, К. Шве­рин) и ц. Всех пре­по­доб­ных Пе­чер­ских (1839, пе­ре­строе­на в 1872, ре­кон­ст­руи­ро­ва­на в 2002), тра­пез­ная (сер. 18 в.), га­ле­рея над вхо­дом в пе­ще­ры (1749, 2-й этаж – 1818, арх. А. И. Ме­лен­ский), быв. дом блю­сти­те­ля Ближ­них пе­щер (1787, арх. А. Янов­ский, ны­не ре­зи­ден­ция на­ме­ст­ни­ка К.-П. л.), квад­рат­ная в пла­не ко­ло­коль­ня (1759–1763, арх. Ков­нир, воз­мож­но, при уча­стии И. Г. Гри­го­ро­ви­ча-Бар­ско­го), под ко­то­рой про­хо­дит га­ле­рея от Верх­ней лав­ры к Ближ­ним пе­ще­рам (17 в., об­нов­ле­на в 1819–28; па­виль­он верх­не­го вхо­да – 1826), «Де­бо­ске­то­ва» опор­ная сте­на (1784–85) с ам­пир­ны­ми бе­сед­ка­ми-ро­тон­да­ми (1810-е гг.). Над Даль­ни­ми пе­ще­ра­ми – Ан­но­за­чать­ев­ская ц. (1679, при­твор – 1784, ре­кон­ст­рук­ция – 1809–11, шат­ро­вый ку­пол – 1880) и де­рев. га­ле­рея с ка­мен­ной баш­ней над вхо­дом в пе­ще­ры (1809–10, арх. А. Якуш­кин), ар­ка­да с ле­ст­ни­цей (1744–45, арх. И. Г. Ше­дель, до­строе­на в нач. 19 в.), ве­ду­щей к трёх­ку­поль­ной ба­роч­ной ц. Рож­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы (по­строе­на в 1696 на мес­те, где на­хо­ди­лась де­рев. Ус­пен­ская ц. т. н. Вет­хо­го мон., ок. 1062) с при­мы­каю­щи­ми ча­сов­ня­ми (1767), ко­ло­коль­ня с ароч­ным про­ез­дом и трёхъ­ярус­ным гру­ше­вид­ным вер­хом с 4 шпи­ля­ми по бо­кам (1754–61, пред­по­ло­жи­тель­но арх. Ков­нир, воз­мож­но уча­стие в про­ек­ти­ро­ва­нии П. И. Не­ело­ва, Гри­го­ро­ви­ча-Бар­ско­го), быв. дом блю­сти­те­ля Даль­них пе­щер (кон. 1790-х гг., или 1810, 2-й этаж – 1812–14, ны­не кан­це­ля­рия ми­тро­по­ли­та), Ро­ж­де­ст­вен­ское клад­би­ще. У вост. въезд­ной баш­ни в Ниж­ней лав­ре – храм ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Жи­во­нос­ный ис­точ­ник» (2001), по­стро­ен­ный с вклю­че­ни­ем ос­тат­ков ча­сов­ни (1913–15, арх. Е. Ф. Ер­ма­ков, инж. С. Кок­лик); ча­сов­ни над ко­лод­ца­ми Св. Ан­то­ния и Св. Фео­до­сия (2002).

Сре­ди про­из­ве­де­ний лавр­ской ико­но­пис­ной мас­тер­ской (воз­ник­ла в 1080-е гг.): ико­на Свен­ской Пе­чер­ской Бо­го­ма­те­ри (пред­по­ло­жи­тель­но 1288, ГТГ), ми­ниа­тю­ры Ки­ев­ской Псал­тири (1397, РНБ), рель­еф с изо­бра­же­ни­ем Бо­го­ма­те­ри со свя­ты­ми Ан­то­ни­ем и Фео­до­си­ем (1470). В ар­хит. ан­самбль К.-П. л. вхо­дят на­ходя­щие­ся за её сте­на­ми ц. Спа­са Пре­об­ра­же­ния на Бе­ре­сто­ве (1113–25, раз­ру­ше­на в 1240; при­стро­ен­ные к со­хра­нив­ше­му­ся ста­ро­му нар­тек­су ап­си­ды – 1640–43, при­твор – кон. 17 – нач. 18 вв., 5-гла­вие – 1752, ко­ло­коль­ня – 1813–14, арх. А. И. Ме­лен­ский; фраг­мен­ты рос­пи­сей – 12 в., рос­пи­си – 1644), в ко­то­рой за­хо­ро­нен кн. Юрий Вла­ди­ми­ро­вич Дол­го­ру­кий; церк­ви Вос­кре­се­ния (1701–05, ко­ло­коль­ня – 1860–62) и Св. Фео­до­сия Пе­чер­ско­го (1698–1702); ос­тат­ки Ста­рой Пе­чер­ской кре­по­сти (зем­ля­ные ук­ре­п­ле­ния с бас­тио­на­ми – 1706–1720) с по­ро­хо­вы­ми по­гре­ба­ми (1749–51, инж. Д. де Бос­кет, 1755), ар­се­на­лом (1784–1801, инж. И. Мел­лер); Верх­ние (1765) и Ниж­ние (1777–79) Мо­с­ков­ские во­ро­та, дом ген.-гу­бер­на­то­ра (1750-е гг., арх. С. А. Ка­рин, пе­ре­стро­ен ок. 1780), Укр. центр нар. куль­ту­ры «Му­зей Ива­на Гон­ча­ра». К.-П. л. вме­сте с ан­самб­лем Со­фий­ско­го со­бо­ра, ц. Спа­са Пре­об­ра­же­ния на Бе­ре­сто­ве вклю­че­на в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Лит.: Ев­ге­ний [Бол­хо­ви­ти­нов], митр. Опи­са­ние Кие­во­пе­чер­ской лав­ры. 3-е изд. К., 1847; При­сел­ков М. Д. Не­стор-ле­то­пи­сец. Опыт ис­то­ри­ко-ли­те­ра­тур­ной ха­рак­те­ри­сти­ки. П., 1923; Уман­цев Ф. Троїцька над­брам­на церк­ва. Київ, 1970; Ки­лес­со С. К. Кие­во-Пе­чер­ская лав­ра. М., 1975; Очер­ки ис­то­рии Кие­во-Пе­чер­ской лав­ры и за­по­вед­ни­ка. К., 1992; Ди­ва пе­чер лаврсь­ких. Київ, 1997; Сіткарьова О. В. Ус­пенсь­кий со­бор Києво-Печерської лав­ри. Київ, 2000; она же. Архітектура Києво-Печерської лав­ри кін­ця XVIII– ХХ століття. Київ, 2001; она же. Архітек­турний ан­самбль Києво-Печерської лав­ри та її істо­ричного ото­чен­ня до­би геть­ма­на I. С. Ма­зе­пи. Київ, 2005; Хвед­че­ня С. Б. Свя­ты­ни и свя­тые Кие­во-Пе­чер­ской лав­ры. К., 2001; он же. Тай­ны Кие­во-Пе­чер­ской лав­ры. К., 2004; Ка­гам­лик С. Р. Києво-Пе­черсь­ка лав­ра: світ православ­ної духовності і куль­ту­ри (XVII–XVIII ст.). Київ, 2005; Жи­лен­ко I. В. Свя­ти­ня: Iсторія Ки­єво-Печерської лав­ри XI– XVI ст. Київ, 2006.

Вернуться к началу