Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

МИ́РО

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 434

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Ю. Акишин

МИ́РО (греч. μύρον, букв. – бла­го­вон­ное мас­ло), бла­го­вон­ный мас­ля­ни­стый со­став, ис­поль­зую­щий­ся в хри­сти­ан­ском та­ин­ст­ве ми­ро­по­ма­за­ния, а так­же в др. чи­но­пос­ле­до­ва­ни­ях.

Уже в вет­хо­за­вет­ную эпо­ху этим тер­ми­ном име­но­ва­ли спец. со­став, при­го­тав­ли­вае­мый из раз­ных бла­го­вон­ных ком­по­нен­тов: олив­ко­во­го мас­ла, смир­ны (мир­ры), ко­ри­цы, тро­ст­ни­ка и кас­сии (Исх. 30:23–24). Этот со­став счи­тал­ся свя­ты­ней и ис­поль­зо­вал­ся для ос­вя­ще­ния ски­нии и её при­над­леж­но­стей, для по­ма­за­ния свя­щен­ни­ков на слу­же­ние и ца­рей на цар­ст­во (Исх. 30:25–33). В но­во­за­вет­ное вре­мя М. ста­ло ис­поль­зо­вать­ся в та­ин­ст­ве ми­ро­по­ма­за­ния, при ос­вя­ще­нии пре­сто­ла, ан­ти­мин­са и хра­ма, а так­же в ви­зант. и рус. об­ря­дах воз­ве­де­ния на цар­ский пре­стол – для по­ма­за­ния на цар­ст­во. С те­че­ни­ем вре­ме­ни со­став М. из­ме­нял­ся, в на­стоя­щее вре­мя в Рус. пра­во­слав­ной церк­ви в со­став М. вхо­дит ок. 40 разл. ве­ществ.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершает молебен на начало чина мироварения в Малом соборе Донского монастыря (Москва). 13. 4.2009. Пресс-служба Святейшего Патриарха Московского и всея Руси

Чин ми­ро­ва­ре­ния и ос­вя­ще­ния М. совер­ша­ет­ся пред­стоя­те­лем По­ме­ст­ной церк­ви на Стра­ст­ной сед­ми­це. В Ве­ли­кий по­не­дель­ник в ко­тёл вли­ва­ет­ся мас­ло и ви­но, воз­жи­га­ет­ся огонь, и в те­че­ние 3 дней при не­пре­рыв­ном чте­нии свя­щен­ни­ка­ми Еван­ге­лия со­вер­ша­ет­ся ми­ро­ва­ре­ние. Ве­че­ром в Ве­ли­кую сре­ду по­сле ос­ты­ва­ния М. в ко­тёл до­бав­ля­ют­ся бла­го­вон­ные мас­ла, со­став пе­ре­ме­ши­ва­ет­ся и раз­ли­ва­ет­ся по со­су­дам. На Бо­же­ст­вен­ной ли­тур­гии Ве­ли­ко­го чет­вер­га по­сле ев­ха­ри­стич. мо­лит­вы воз­но­ше­ния (ана­фо­ры) со­вер­ша­ет­ся чин ос­вя­ще­ния М. По­сле окон­ча­ния ли­тур­гии со­су­ды с М. от­но­сят­ся в со­су­до­хра­ни­тель­ни­цу, где в ка­ж­дый из них вли­ва­ет­ся по не­сколь­ко ка­пель пре­ж­де­ос­вя­щен­но­го М. (ко­то­рое хра­нит­ся в спец. со­су­де – ала­ва­ст­ре) – в знак не­пре­рыв­но­го пре­ем­ст­ва бла­го­да­ти от апо­сто­лов.

Лит.: Μενεβίσογλου Π., Αρχιμ. Τὸ ῞Αγιον Μύρον ἐν τ ’ΟρθοδόξῳΑνατολιϰ ’Εϰϰλησίᾳ ἰδίᾳ ϰατὰ τς πηγς ϰαὶ τν πρᾶξιν τῶν νεωτέρων χρόνων τοῦ Οἰϰουμενιϰοῦ Πατριαρχείου. Θεσσαλονίϰη, 1983; Ар­ранц М. Из­бран­ные со­чи­не­ния по ли­тур­ги­ке. М., 2006. Т. 5: Вве­де­ние в та­ин­ст­ва Ви­зан­тий­ской тра­ди­ции. С. 491–512; Ва­ню­ков С. А. Ос­вя­ще­ние ми­ра // Мо­с­ков­ские епар­хи­аль­ные ве­до­мо­сти. 2007. № 7/8.

Вернуться к началу