ИСМАИЛИ́ТЫ
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИСМАИЛИ́ТЫ, одно из основных течений шиизма. Возникло в сер. 8 в. при расколе шиитов по вопросу о преемнике Джафара ас-Садика; названо именем его рано скончавшегося (762) старшего сына Исмаила, сына которого Мухаммеда И. признали седьмым шиитским имамом (см. также Зейдиты, Имамиты). После смерти последнего (ок. 795) И. раскололись на два течения. Представители первого, получившие в кон. 9 в. назв. карматов, ждали возвращения Мухаммеда ибн Исмаила как мессии (аль-каим), который восстановит справедливость, дав людям новый шариат. Приверженцы другого, сохранившие назв. «И.», искали мессию среди его потомков, бежавших от преследований Аббасидов в Сирию и Хорасан. Один из потомков Мухаммеда ибн Исмаила Абу Мухаммед Убайдаллах аль-Махди (правил в 909–934) положил начало династии Фатимидов, благодаря исмаилитской пропаганде подчинивших себе в кон. 10 – нач. 11 вв. Египет, Магриб, Сирию, Палестину и Хиджаз.
В 11 в. продолжалось дробление И.: в начале столетия от них отделились друзы; в конце века споры из-за престолонаследия разделили И. на низаритов и мусталитов. Первые поддержали Низара, старшего сына халифа аль-Мустансира (1036–94), поднявшего восстание в Александрии, но схваченного и казнённого в 1095. Низариты возобладали на востоке за пределами Фатимидского халифата, в Сирии, Ливане, Ираке и Иране. В кон. 11 в. они создали государство с центром в иран. крепости Аламут, просуществовавшее до его разгрома монголами в сер. 13 в. После этого началось переселение назаритов в Индию. Мусталиты признали халифом младшего сына аль-Мустансира – Мустали (1094–1101). После падения египетских Фатимидов при Салах ад-Дине Юсуфе ибн Айюбе (1171) религ. центром мусталитов стал Йемен, где они получили назв. «тайибиты» (по имени Тайиба, сына фатимидского халифа аль-Амира, убитого в Египте в 1130). В кон. 16 в. часть их (даудиды) переместилась в Индию, где в нач. 17 в. возник центр И. в Гуджарате. Оставшиеся в Йемене И. по имени основателя общины называются сулейманитами. Различий в вероучении и обрядности между обоими течениями нет.
В политич. борьбе низариты широко использовали террор. Согласно ряду мусульманских и христианских источников, исполнители террористич. акций употребляли наркотики (гашиш). По этой причине в 12–13 вв. за всеми И. закрепилось имя «хашишиюн» (в искажённой форме assasins со значением «убийцы»), попавшее в европ. языки, что способствовало созданию искажённого образа всего движения в христианской Европе.
Уже на раннем этапе выделилось два уровня вероучения И.: внешний (аз-захир), доступный рядовым членам общины, и эзотерический (аль-батин), открытый лишь посвящённым, занимающим высшие ступени духовной иерархии И. Внешнее учение требовало от верующих строгого исполнения предписаний шариата. Оно мало отличалось от религиозно-правовой практики имамитов. Внутреннее учение включало аллегорич. толкование Корана (тавиль), шариата и сокровенные филос.-религ. истины (аль-хакаик), в основу которых было положено мистич. толкование чисел и букв араб. алфавита. Сильное влияние на И. оказали неоплатонизм, гностицизм и мусульм. перипатетизм фальсафы. Согласно космогонии И., лишённая форм и признаков абсолютная божественная Истина (аль-хакк) выделила из себя Мировой Разум (аль-акль), в свою очередь породивший путём эманации Мировую Душу, которая создала видимый мир из семи движущихся сфер.
Земной мир И. считают отражением космического порядка. Абсолютная божественная Истина, Мировой Разум, Мировая Душа, первичная материя, пространство, время и совершенный человек как венец создания представляют семь стадий эманации в горнем мире (аль-алам аль-ульви) и мире земном (дар аль-ибда). В чувственном мире этим семи стадиям соответствуют семь великих пророческих циклов (адвар) – периодов между пророческими откровениями. Каждый цикл подразделяется на семь малых циклов. Земным воплощением Мирового Разума служат семь пророков: Адам, Ибрахим (Авраам), Нух (Ной), Муса (Моисей), Иса (Иисус Христос), Мухаммед и Исмаил. Каждый открывает новый этап божественного откровения. Малый пророческий цикл определяется семью имамами, состоящими при пророках [напр., Харун (Аарон) при Мусе и Али ибн Аби Талиб при Мухаммеде] и разъясняющими скрытый смысл Божиих посланий.
Лит. традиция И. известна на перс., араб., урду и др. языках. На раннем этапе она включала в осн. богословские трактаты. Наиболее развита догматика И. Сирии и Ирана. Основы учения изложены в трудах по праву И. – «Умм аль-китаб» («Мать книг», нач. 10 в.), «Дааим аль-ислам» («Столпы ислама») кади ан-Нумана (ум. 974), а также в «аль-Маджалис аль-Муайадийа» («Сборник проповедей») аль-Муайяд фи-д-Дина аш-Ширази (ум. 1077/78). При Фатимидах написаны сочинения Абу-ль-Хасана Мухаммеда ибн Ахмада ан-Насафи (ум. 942 или 943), Хамид ад-Дина аль-Кирмани (996–1021), Абу Хатима ар-Рази (10 в.), Якуба ас-Сиджистани (ум. 943?). К 10–13 вв. составлены исмаилитские хроники Фатимидского (сочинения Ибн Зулака аль-Мусаббихи, аль-Кудаи, кади ан-Нумана) и Аламутского (биография Хасана ас-Саббаха и др.) государств, сохранившиеся фрагментарно, поскольку большинство из них было уничтожено Айюбидами и после монг. нашествия 13 в. Сложилось 4 самостоят. лит. традиции И.: персидская (Низари Кухистани, 14 в.; Абу Исхак Кухистани, 15 в.; Хайрхвах Харати, 16 в., и др.), среднеазиатская (Насир Хусрав), сирийская (Рашид ад-Дин Синан, 12 в.; Амир ибн Амир аль-Басри, 14 в.) и индийская; представлены религ.-филос. трактатами, жизнеописаниями, хрониками, литургич. и героич. песнями, гимнами, лирич. стихами. Новый подъём исмаилитской лит-ры произошёл в Бадахшане в кон. 19 – 20 вв., где творили писатели Мирза Санг-Муххамад Бадахши, Фазл-Али-Бек Мирза Сурх Афсар, Курбон Мухаммад-зод, Мухаббат Шох-зод, поэты Мулло Лочин, Мирзо, Хушназар Помир-зод, Адим.
Распространённое в исламоведении представление о том, что И. создали для пропаганды своего учения тайную централизов. сеть институтов, не вполне соответствует истине. Строгая градация посвящения (аль-балаг) в сокровенные тайны И., известная из исмаилитских источников, представляет идеальную модель. В действительности формы исмаилитской пропаганды различались в зависимости от эпохи и региона. Ведал ею имам. Мир земной был разделён на 12 «островов» (аль-джазаир), во главе каждого из которых стоял назначенный имамом верховный проповедник (даи дуат аль-джазира). Следующую ступень занимал худжжат аль-имам. Советниками главы «острова» были 30 проповедников (накиб), каждый из которых по числу часов в сутках получал 12 «видимых» (дневных) и 12 «невидимых» (ночных) помощников (даи), обязанных вести диспуты с учёными (улемами) и проповедовать в простом народе. Подготовленный видимым даи новообращённый переходил к проповеднику невидимому, который брал с него клятву верности. Затем он сам мог стать даи.
В кон. 12 в. низариты упростили иерархию. Ещё проще организация у мусталитов: из лиц, получивших духовное образование, в общины на местах посылают управляющих (амиль), которые ведают обрядами, судом, сбором налогов и доставкой их верховному проповеднику (ад-даи аль-мутляк). В 1840 резиденция низаритского имама переместилась из Ирана в Индию. Используя новые методы руководства общиной и развитую сеть благотворительных организаций, последние два имама, известные под титулом ага-хана, превратили общину низаритов в массовое религ. сообщество, которое ведёт активную миссионерскую деятельность (дава) и ныне насчитывает неск. миллионов человек, проживающих в более чем 25 странах Азии, Африки, Европы и Сев. Америки. Оставшиеся в Йемене сулейманиты управляются имамом из г. Наджран (с 1934 в Саудовской Аравии). Резиденция духовного главы даудидов (ад-даи аль-мутлак) находится ныне в г. Мумбаи (Индия). Общая численность даудитов составляет ок. 700 тыс., сулейманитов – 100 тыс. чел.