ПА́ПА РИ́МСКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПА́ПА РИ́МСКИЙ, папа (лат. papa, от греч. πάππας – отец), епископ г. Рим, видимый глава (предстоятель) Римско-католической церкви, верховный правитель (суверен) гос-ва Ватикан. Титул «папа» в раннехристианскую эпоху применялся по отношению ко всем епископам и выражал особое почтение (по отношению к рим. епископу впервые встречается в нач. 3 в. у Тертуллиана). Позднее он закрепился лишь за епископами Рима и Александрии. Совр. офиц. титулатура П. Р.: епископ Римский, викарий Иисуса Христа, преемник князя апостолов, Верховный понтифик вселенской Церкви, примас Италии, архиепископ и митрополит Рим. области, суверен гос-ва Ватикан, раб рабов Божиих.
Рим с самого зарождения христианской Церкви играл большую роль в её жизни. Никакая другая зап. Церковь, кроме римской, не имела апостольского происхождения, в то время как на Востоке было много апостольских кафедр (напр., основанных ап. Павлом в Малой Азии, Греции). Рим. церковь активно участвовала в жизни др. кафедр посредством адресованных им посланий по разл. вопросам (напр., по поводу споров о дне празднования Пасхи, сер. 2 в., по вопросу перекрещивания еретиков, сер. 3 в.) и пользовалась у них авторитетом. В эпоху Вселенских соборов (4–8 вв.) позиции Рим. кафедры ещё более укрепились, так как П. Р. выступали противниками еретич. учений: арианства (которое приняли мн. варварские племена ещё до нашествия на Рим. империю), монофизитства, монофелитства, иконоборчества, не останавливаясь даже перед врем. разрывами с вост. церквами. Это стяжало рим. престолу славу оплота православия. После IV Вселенского собора (451) во вселенской Церкви сложилась система 5 патриархатов – крупнейших и наиболее авторитетных кафедр (Римская, Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская), к предстоятелям которых с 6 в. стал регулярно применяться титул патриарха (из офиц. титулатуры П. Р. титул патриарха Запада исключён в 2006, однако сохранён в лат. подписи «P. P.» – «Папа и Патриарх»).
Вместе с тем в Рим. церкви постепенно развивалось учение о примате П. Р. как верховного главы всей христианской Церкви, носителя высшей юрисдикции и авторитета в вопросах веры и христианской морали. С этим учением связано формирование особой вероучит. системы католицизма. Опирающееся на толкование отд. мест Священного Писания (Мф. 16:16–19, Лк. 22:32, Ин. 21:15–17, 2 Кор. 11:28 и др.) учение о папском примате основано на представлении о первенстве в Церкви ап. Петра, который в зап. традиции считается первым епископом Рима; папы, как преемники ап. Петра по Рим. кафедре, наследуют от него это первенство. Рим. собор 378 определил принцип неподсудности пап светской власти и распространил судебную власть епископа Римского на всех епископов Запада, Рим. собор 382 впервые заявил о примате епископа Римского по отношению к апостольским кафедрам Востока. В 5 в. ярким выразителем учения о папском примате был папа Лев I Великий. Рим. собор 494 впервые назвал П. Р. «наместником Христа» (vicarius Christi). На Востоке учение о примате П. Р. не принималось в полном объёме, но и не оспаривалось до определённого времени.
Постепенно П. Р. стали претендовать на высший сюзеренитет в Европе на основании поддельного документа в форме имп. конституции – «Константинова дара» (8–9 вв.). Особый импульс политич. притязания пап получили после «Пипинова дара» (сер. 8 в.), которым франкский майордом Пипин Короткий давал П. Р. власть светских правителей на отвоёванных у лангобардов землях – будущей Папской области.
Ослабление Византии по причине внутр. смут и противоречий, арабских (7–8 вв.) и тюркских (11 в.) завоеваний способствовало активному стремлению П. Р. распространить свою власть на Востоке, что привело к соперничеству с вост. патриархатами (напр., борьба папы Николая I и патриарха Константинопольского Фотия из-за церковной юрисдикции над Болгарией и приоритета в миссионерской деятельности среди славян-язычников) и в итоге – к разделению церквей. В период борьбы с императорами Священной Рим. империи (11–13 вв.) П. Р. претендовали на высшую светскую власть во всех христианских землях, что было выражено в ходе григорианской реформы и в деятельности папы Григория VII. Крестовые походы, взятие крестоносцами Константинополя (1204), введение инквизиции (два последних события при папе Иннокентии III) ознаменовали пик усиления светской и духовной власти П. Р. В 13–15 вв., особенно во время противостояния соборному движению, Авиньонского пленения пап, Великой схизмы, усилия П. Р. были направлены на удержание достигнутого влияния.
Важными вехами в истории папства являются Реформация и противопоставленная ей Римско-католич. церковью Контрреформация, одним из ключевых событий которой стал Тридентский собор (1545–63), особо выделивший папские прерогативы, в частности то, что авторитет П. Р. выше авторитета любого собора. Учение о папском примате в качестве догмата католицизма было провозглашено Ватиканским I собором (1869–70) в догматич. конституции «Pastor Aeternus». Этой же конституцией провозглашён догмат о безошибочности П. Р. в важнейших офиц. суждениях (ex cathedra) по вопросам веры и нравственности (в остальных случаях высказывания П. Р. не носят общеобязательного характера; догмат не подразумевает личную безгрешность папы).
В результате многовековой эволюции католич. учение о П. Р. приняло следующий вид. Иисус Христос поставил ап. Петра князем (лат. princeps) апостолов; Пётр – основание христианской Церкви, видимый её глава и начало единства. Он единственный воспринял власть (potestas) прямо от Христа, а не через посредство Церкви. Он наместник Христа, принявший всю полноту власти, а не одно лишь первенство чести; апостолы приняли власть не без Петра и не против Петра, они были ему подчинены и даже ап. Павел не был ему равен. Ап. Пётр был первым епископом Рима, поэтому П. Р. – полновластный преемник ап. Петра. Отсюда именование папской кафедры как «апостольского престола», «престола св. Петра» и т. п. Петрово преемство не основано на вселенских соборных постановлениях. Единство Церкви в том, что «стадо Христово» в силу общения с П. Р. имеет единого пастыря и исповедует его веру. Признание такого первенства П. Р. необходимо для спасения; не повинующийся папе – схизматик. П. Р. имеет непосредственную епископскую юрисдикцию над всей Церковью. Это – верховная власть в вопросах вероучения и морали, дисциплины и управления. Постановления П. Р. не нуждаются в дополнит. согласии Церкви, чтобы быть непреложными, т. к. они выражают самую сущность церковной веры и являются голосом Церкви. П. Р. имеет верховную законодат., адм. и судебную власть. Будучи верховной судебной инстанцией, П. Р. принимает апелляции от всех верных; его решение не подлежит пересмотру в к.-л. др. инстанции. Сам П. Р. не подлежит ничьему суду, имеет власть над соборами. Он верховный учитель Церкви, сам по себе определяющий общеобязательные вероучит. истины и полномочно интерпретирующий соборные постановления, но может действовать и как частный учитель, напр. поддерживающий одно из допустимых мнений к.-л. богословской школы (богословские ф-ты, монашеские ордена у католиков имеют право на частные доктрины по дискуссионным вопросам).
Трактуемая таким образом власть П. Р. оспаривалась православными, протестантами и даже членами самой Римско-католич. церкви (соборное движение, галликанство) в разл. аспектах (Священное Писание, Священное Предание, каноника, церковная история). Ватиканский II собор (1962–65) Римско-католич. церкви, сохранив непререкаемым учение о первенстве П. Р. во вселенской Церкви, наряду с этим, придал особое значение принципам епископской коллегиальности, в рамках которой рим. понтифик осуществляет своё первоверховное служение. Согласно принятой собором догматич. конституции «Lumen Gentium», коллегия епископов обладает унаследованной от апостолов полнотой власти в Церкви и безошибочностью в изложении учения о вере и нравах, однако обязат. условием осуществления этих прерогатив является согласие и единство с П. Р. В нач. 21 в. большинство богословов всех христианских конфессий признают католич. учение о П. Р. гл. препятствием на пути восстановления единства Римско-католич. церкви с др. церквами.
Светская власть П. Р., ныне действующая в гос-ве Ватикан (правопреемнике Папской области), важна как гарантия его независимости от любой человеческой власти. В междунар. праве в силу одноврем. владения П. Р. нераздельными функциями власти – как видимого главы Римско-католич. церкви и как суверена гос-ва Ватикан – он является суверенной персоной исключит. свойства (persona sui generis). Полный суверенитет П. Р. сохраняется за ним вне зависимости от наличия территориальных владений.
В избрании нового П. Р. после смерти (или отречения) предыдущего понтифика, согласно правилу, утвердившемуся со времён григорианской реформы 11 в., могут принимать участие только кардиналы, собравшиеся на конклаве. С кон. 14 в. П. Р. неизменно избирается из числа кардиналов. Согласно Кодексу канонического права, он может отречься от служения по собств. воле без соизволения с чьей-либо стороны.