Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЕНА́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 387

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. Н. Костылев

РЕНА́Н (Renan) Жо­зеф Эр­нест (27.2.1823, Тре­гье, деп-т Кот-дю-Нор, ны­не Кот-д’Ар­мор – 2.10.1892, Па­риж), франц. ис­то­рик ре­ли­гии, фи­ло­лог-вос­то­ко­вед, пи­са­тель; чл. Франц. ака­де­мии (1878), Ака­де­мии над­пи­сей и изящ­ной сло­вес­но­сти (1856), ин. чл.-корр. Пе­терб. АН (1860). Изу­чал фи­ло­со­фию, бо­го­сло­вие, фи­ло­ло­гию в се­ми­на­рии Сен-Сюль­пис в Па­ри­же (1843–45), ос­та­вил её, ув­лёк­шись идея­ми тю­бин­ген­ской шко­лы бо­го­сло­вия. За­ни­мал­ся ча­ст­ным пре­по­да­ва­ни­ем, про­дол­жил изу­че­ние се­мит­ских язы­ков. По­мощ­ник хра­ни­те­ля вост. ру­ко­писей в Нац. б-ке в Па­ри­же (с 1850). Уча­ст­во­вал в ар­хео­ло­гич. рас­коп­ках в Си­рии и Ли­ва­не (1860–61), по­се­тил Па­ле­сти­ну (1861). В 1862 и с 1870 за­ни­мал ка­фед­ру евр. яз. и биб­лей­ской эк­зе­ге­ти­ки в Кол­леж де Франс. Выс­ший офи­цер ор­де­на По­чёт­но­го ле­гио­на (1888). Ав­тор со­чи­не­ний: «Срав­ни­тель­ная ис­то­рия се­мит­ских язы­ков» («Histoire gé­nérale et système comparé des langues sémi­tiques», 1855), «Ис­то­рия про­ис­хо­ж­де­ния хри­сти­ан­ст­ва» («Histoire des origines du christianisme», vol. 1–8, 1863–1883) и до­пол­няю­щая её «Ис­то­рия из­ра­иль­ско­го на­ро­да» («His­toire du peuple d’Israël», vol. 1–5, 1887–1893).

Пер­вым то­мом «Ис­то­рии про­ис­хо­ж­де­ния хри­сти­ан­ст­ва» ста­ла са­мая по­пу­ляр­ная кни­га Р. – «Жизнь Ии­су­са» («Vie de Jésus», 1863). Ос­но­вы­ва­ясь на тек­стах Но­во­го За­ве­та, Р. в ху­дож. фор­ме из­ло­жил со­бы­тия зем­ной жиз­ни Ии­су­са Хри­ста на ши­ро­ком ис­то­рич. фо­не. Ис­то­ри­че­ски дос­то­вер­ные сви­де­тель­ст­ва пе­ре­пле­та­ют­ся с ав­тор­ским субъ­ек­ти­виз­мом в оцен­ках и про­из­воль­ны­ми ре­кон­ст­рук­ция­ми мн. со­бы­тий. Р. спо­соб­ст­во­вал рас­про­стра­не­нию взгля­да на хри­сти­ан­ст­во как на фе­но­мен су­гу­бо зем­но­го про­ис­хо­ж­де­ния, что вы­зва­ло кри­ти­ку со сто­ро­ны ка­то­лич. Церк­ви и дис­кус­сии сре­ди учё­ных. «Жизнь Ии­су­са» ста­ла при­ме­ром при­ме­не­ния срав­нит. ме­то­да в ис­то­рии ре­ли­гии, уче­ние Ии­су­са опи­са­но в кон­тек­сте др. ре­ли­гий Ближ­не­го Вос­то­ка на­ча­ла но­вой эры. «Жизнь Ии­су­са» пе­ре­ве­де­на на мн. ев­роп. язы­ки, вы­дер­жа­ла мно­же­ст­во пе­ре­из­да­ний, в т. ч. в до­ре­во­люц. Рос­сии, ока­зав влия­ние на ми­ро­воз­зре­ние час­ти рус. ин­тел­ли­ген­ции нач. 20 в.

Соч.: Очер­ки по ис­то­рии ре­ли­гии. СПб., 1907; Œuvres complètes. P., 1947–1961. Vol. 1–10; Жизнь Ии­су­са. М., 1991; Ис­то­рия из­ра­иль­ско­го на­ро­да: В 2 кн. М., 2001; Бу­ду­щее нау­ки. 3-е изд. М., 2009; Ис­то­рия про­ис­хо­ж­де­ния хри­сти­ан­ст­ва. М., 2009. Кн. 1–7; Авер­ро­эс и авер­ро­изм: ис­то­ри­че­ский очерк. М., 2010.

Лит.: Год­лев­ский С. Ф. Ре­нан как че­ло­век и пи­са­тель. СПб., 1895; Espinasse F. Life of E. Renan. L., 1895; Со­рель Ж. Э. Ре­нан: кри­ти­че­ский этюд. СПб., 1908; Dussaud R. L’Œuvre scientifique d’E. Renan. P., 1951; Wardman H. W. E. Renan. L., 1964; Rétat L. Religion et imagination religieuse: leurs formes et leurs rapports dans l’œuvre d’E. Renan. P., 1977; Richard É. E. Renan: penseur traditio­naliste? Aix-en-Provence, 1996; Коз­лов С. Л. Э. Ре­нан. Фи­ло­ло­гия как идео­ло­гия. М., 2012.

Вернуться к началу