ТО́РА́
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТО́РА́ (др.-евр. – תורה, учение, закон), в широком смысле – вся совокупность евр. религиозного закона – от Пятикнижия до современных галахических постановлений. В евр. Библии Т., или Законом Моисеевым, называют пять первых книг – Берешит («В начале»), Шемот («Имена»), Вайкра («И воззвал»), Бемидбар («В пустыне»), Деварим («Слова»). В Ветхий Завет наименования этих книг пришли из Септуагинты (3 в. до н. э.), где они названы по осн. темам книг: Γένεσις (букв. – Происхождение, в слав. и рус. Библии – Бытие), ῎Εξοδος (Исход), Λευϊτιϰόν (Левит), ’Αριθμοί (Числа), Δευτερονόμιον (Второзаконие). Согласно евр. традиции, Пятикнижие (как Т. в узком смысле) представляет собой единый документ Божественного откровения, записанного Моисеем. Совокупность предписаний, содержащихся в Пятикнижии, называют Письменным Законом – Т. ше-би-хтав. Согласно Талмуду, в Т. содержится 613 мицвот (заповедей) – 248 разрешительных и 365 запретительных, регулирующих жизнь иудеев. Единственным источником для правильного понимания и трактовки Письменного Закона является Устный Закон, или Т. ше-бе-‘ал-пе, – «Устная Т.». Это собирательное назв. устной галахической (см. Галаха) и аггадической (см. Аггада) традиций, которые возникли гл. обр. после канонизации Пятикнижия и завершились созданием устных, а затем и письм. сб-ков (см. Мишна, Тосефта, Талмуд, Гемара, Мидраш). Талмуд подчёркивает общность источника и нерасторжимое единство Устного и Письменного Законов: «Всё то новое, что было суждено учёному высказать в будущем, уже было сказано Моисею на горе Синай» (Мег. 19б; ИТ., Пеа 2:6). Существует система толкований, выстраивающих логич. ряд от стиха Писания к положению Устного Закона, отражающая органическое единство Т. и Устного Закона. Обычай публичного чтения Т. восходит к глубокой древности. Второзаконие (31:10–13) предписывает читать «сей закон» «перед всем Израилем вслух» в праздник Суккот, 1 раз в 7 лет. О публичном чтении Т. как о древнем обычае упоминают Иосиф Флавий и Филон Александрийский, что подтверждается и свидетельством Нового Завета: «Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу» (Деян. 15:21). Ныне Т. поделена на 54 части, читаемые во время субботней синагогальной литургии (парашат ха-шавуа – «недельная глава»). Годичный цикл синагогального чтения Т. завершается в последний день праздника Суккот – Симхат Тора; новый цикл начинается в субботу, следующую за Суккот. Чтение Т. требует наличия миньяна (минимум 10 взрослых евреев). Перед чтением и после него свиток Торы торжественно проносят по молитвенному залу синагоги. Перед утренней молитвой, за исключением субботы и праздников, иудей должен налагать на себя тфиллин – 2 коробочки, в которых хранятся написанные на пергаменте отрывки из Т. Первая укрепляется на обнажённой левой руке, а вторая – на лбу. В каждом евр. доме к внешнему косяку двери прикрепляется мезуза – пергаментный свиток со стихами из Т. (Втор. 6:4–9 и 11:13–21).