Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТЮБИНГЕ́НСКАЯ ШКО́ЛА БОГОСЛО́ВИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 608-609

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Куропаткина

ТЮБИНГЕ́НСКАЯ ШКО́ЛА БОГОСЛО́ВИЯ (нем. Tübinger Schule), об­щее на­зва­ние трёх бо­го­слов­ских школ при Тю­бин­ген­ском уни­вер­си­те­те. «Ста­рая» Т. ш. б. – лю­те­ран­ская шко­ла эк­зе­ге­ти­ки, ос­но­ван­ная проф. Г. К. Штор­ром (1746–1805) в 1770-х гг.; её пред­ста­ви­те­ли рас­смат­ри­ва­ли сверхъ­ес­те­ст­вен­ную при­ро­ду Биб­лии как ме­то­до­ло­гич. ба­зу сво­их ис­сле­до­ва­ний. Со­дер­жа­тель­но эта по­зи­ция мо­жет быть обо­зна­че­на как биб­лей­ский суп­ра­на­ту­ра­лизм, т. е. убе­ж­дён­ность в том, что в Биб­лии со­дер­жит­ся сверхъ­ес­те­ст­вен­ная ис­ти­на, ко­то­рая об­ра­зу­ет соб­ст­вен­ное со­дер­жа­ние хри­сти­ан­ско­го уче­ния. Сфор­ми­ро­вав­шая­ся в кон. 19 в. ка­то­ли­че­ская шко­ла (И. С. Дрей, И. А. Мё­лер, И. Е. Кун и др.) по­ста­ви­ла цель обос­но­вать и во­пло­тить в прак­ти­ке тео­ло­гич. ис­сле­до­ва­ний кон­ст­рук­тив­ную связь ис­то­ри­ко-кри­тич. и спе­ку­ля­тив­но­го ме­то­дов и при­ми­рить, т. о., цер­ков­ную док­три­ну, фи­ло­со­фию и совр. биб­лей­ские ис­сле­до­ва­ния.

«Но­вая» Т. ш. б. – лю­те­ран­ская шко­ла эк­зе­ге­ти­ки, ос­но­ван­ная проф. Ф. К. Бау­ром. К ней так­же от­но­си­лись: А. Гиль­ген­фельд (1823–1907), К. Вай­ц­зек­кер (1822–99), А. Ричль (позд­нее – оп­по­нент шко­лы) и др. Обыч­но под Т. ш. б. по­ни­ма­ет­ся имен­но эта шко­ла. На «но­вую» Т. ш. б. и её ме­то­ды ока­зала влия­ние диа­лек­тич. фи­ло­со­фия Г. В. Ф. Ге­ге­ля с её иде­ей ис­то­рич. дви­же­ния в ре­зуль­та­те про­ти­во­бор­ст­ва разл. сил в ис­то­рии. Но­вый За­вет рас­смат­ри­вал­ся как про­дукт про­ти­во­стоя­ния сто­рон­ни­ков ап. Пав­ла (пав­ли­низм), же­лав­ших ос­во­бо­дить хри­сти­ан из языч­ни­ков от обя­за­тель­но­го ис­пол­не­ния иу­дей­ских об­ря­дов и тра­ди­ций, и сто­рон­ни­ков ап. Пет­ра (пет­ри­низм), ос­та­вав­ших­ся вер­ны­ми вет­хо­за­вет­ным пред­пи­са­ни­ям. Ба­ур и его по­сле­до­ва­те­ли пред­по­ла­га­ли, что борь­ба пав­ли­низ­ма и пет­ри­низ­ма в 1 в. бы­ла осо­бен­но ост­рой, а к сер. 2 в. про­изош­ло их при­ми­ре­ние, вы­зван­ное го­не­ния­ми со сто­ро­ны языч­ни­ков и по­яв­ле­ни­ем об­ще­го про­тив­ни­ка – гно­сти­циз­ма. На ос­но­ва­нии этой ги­по­те­зы «но­вая» Т. ш. б. вы­дви­ну­ла свою да­ти­ров­ку книг Но­во­го За­ве­та: к ран­не­му пе­рио­ду бы­ли от­не­се­ны тек­сты с оче­вид­ным пре­об­ла­да­ни­ем пав­ли­ни­ст­ской или пет­ри­ни­ст­ской тен­ден­ции; ес­ли ни од­на из них не бы­ла вы­ра­же­на яс­но, кни­гу счи­та­ли при­над­ле­жа­щей бо­лее позд­не­му пе­рио­ду. Уче­ник Бау­ра Д. Ф. Штра­ус в кн. «Жизнь Ии­су­са» («Das Leben Jesu», 1835–36, рус. пер. 1907) пред­ло­жил ми­фо­ло­гич. под­ход для ин­тер­пре­та­ции Еван­ге­лий: еван­гель­ские рас­ска­зы по­ни­ма­лись им как плод кол­лек­тив­ной ре­лиг. фан­та­зии.

Пе­ре­жив­шая рас­цвет в 1840-е гг. «но­вая» Т. ш. б. к 1860-м гг. при­шла в упа­док. Пред­ло­жен­ные ею ме­то­до­ло­гия и да­ти­ров­ка тек­стов Но­во­го За­ве­та вы­зва­ли в нау­ке ожес­то­чён­ную кри­ти­ку.

Лит.: Baur F. C. Das Сhristenthum und die christliche Kirche der drei ersten Jahrhun­derte. 2. Aufl. Tüb., 1860; Geiselmann J. R. Die katholische Tübinger Schule: Ihre theologische Eigenart. Freiburg, 1964; Hodgson P. C. The formation of historical theology. N. Y., 1966; Fitzer J. Moehler and Baur in controversy. Tallahassee, 1974; Harris H. The Tübingen School. Leices­ter, 1975; Heron A. A century of Protestant theo­logy. Phil., 1980; Grant R. M. A short history of the interpretation of the Bi­ble. 2nd ed. Phil., 1984; Штра­ус Д. Жизнь Иису­са. М., 1992; Barth K. Protestant theolo­gy in the nineteenth century. 2nd ed. L., 2001; Warth­mann S. Die Katholische Tübinger Schule: Zur Geschichte ihrer Wahrnehmung. Stuttg., 2011.

Вернуться к началу