Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УНИА́ТСТВО

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 36-37

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Дмитриев

УНИА́ТСТВО, тер­мин, обо­зна­чаю­щий идео­ло­гию и прак­ти­ку объ­е­ди­не­ния по­ме­ст­ных вос­точ­но­хри­сти­ан­ских церк­вей и Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви под ка­но­нич. гла­вен­ст­вом па­пы. У. офор­ми­лось в сред­ние ве­ка [Ли­он­ская уния (см. Ли­он­ские со­бо­ры), Фло­рен­тий­ская уния (см. Фер­ра­ро-Фло­рен­тий­ский со­бор), ка­то­ли­ки вост. об­ря­да – ма­ро­ни­ты, мель­ки­ты, си­ро­ка­то­ли­ки, ар­мя­но­ка­то­ли­ки и др.]. Тер­мин «У.» ис­поль­зу­ет­ся так­же при­ме­ни­тель­но к осо­бой хри­сти­ан­ской суб­куль­ту­ре, сло­жив­шей­ся в ре­зуль­та­те осу­ще­ст­в­ле­ния ин­сти­туцио­наль­ной унии. По­сле Бре­ст­ской унии 1596 тер­мин при­ме­ня­ет­ся пре­им. к укр.-бе­ло­рус. ре­лиг. реа­ли­ям.

Рас­про­стра­не­ние У. по­ро­ди­ло мно­го­числ. ре­лиг.-об­ществ. кон­флик­ты на укр. и бе­ло­рус. зем­лях Ре­чи По­спо­ли­той (осо­бен­но в сер. 17 в., см. Ос­во­бо­ди­тель­ная вой­на ук­ра­ин­ско­го и бе­ло­рус­ско­го на­ро­дов 1648–54). Уни­ат­скую цер­ковь при­шлось стро­ить, за­хва­ты­вая (ино­гда – бу­к­валь­но) при­ход за при­хо­дом и мо­на­стырь за мо­на­сты­рём. Од­на­ко во 2-й пол. 17 в. польск. пра­ви­тель­ст­во пе­ре­шло к по­ли­ти­ке энер­гич­ной под­держ­ки У. и от­кры­той дис­кри­ми­на­ции пра­во­сла­вия. В кон. 17 – нач. 18 вв. Пе­ре­мышль­ская, Львов­ская и Луц­ко-Ост­рож­ская епар­хии (до это­го пра­во­слав­ные) пе­ре­шли в У. (1691, 1700, 1702); унию при­ня­ли Львов­ское брат­ст­во (1708) и По­ча­ев­ский мон. (пос­ле 1712). Ло­ги­ка ре­лиг. про­грам­мы У. при­ве­ла к пре­вра­ще­нию её в ре­гио­наль­ный ва­ри­ант «ла­тин­ской» куль­ту­ры. По­сле За­мой­ско­го со­бо­ра (1720) «ла­ти­ни­за­ция» уси­ли­лась [по­сте­пен­ное уда­ле­ние ико­но­ста­сов, вве­де­ние «год­зи­нок» (осо­бых мо­литв), «ти­хих ли­тур­гий», кон­фес­сио­на­лов (ис­по­ве­да­лен); но­вые ар­хит. фор­мы, ор­га­ны; Сим­вол ве­ры с Filioque; имя па­пы вно­си­лось в дип­ти­хи; за­пре­ще­но по­се­щать пра­во­слав­ные хра­мы].

По­сле раз­де­лов Ре­чи По­спо­ли­той б. ч. униа­тов ока­за­лась под вла­стью Рос­сии. Часть вер­ну­лась в пра­во­сла­вие доб­ро­воль­но, часть – по при­ну­ж­де­нию. В прав­ле­ние им­пе­ра­то­ров Пав­ла I и Алек­сан­д­ра I пра­ви­тель­ст­во от­ка­за­лось от ре­прес­сив­ной по­ли­ти­ки по от­но­ше­нию к по­сле­до­ва­те­лям У. В кон. 18 – 1-й тре­ти 19 вв. про­ис­хо­дил от­ток ве­рую­щих из унии; в 1839 на тер­ри­то­рии Рос­сии уни­ат­ская Цер­ковь бы­ла поч­ти ли­к­ви­ди­ро­ва­на; в Люб­лин­ской и Сед­лец­кой гу­бер­ни­ях Цар­ст­ва Поль­ско­го (в со­ста­ве Рос­сии) – лишь в 1870-е гг.

В об­ра­зо­ван­ной по­сле 1-го раз­де­ла Ре­чи По­спо­ли­той (1772) австр. Га­ли­ции бы­ла соз­да­на уни­ат­ская ми­тро­по­лия с цен­тром в Лем­бер­ге (Льво­ве); Цер­ковь ста­ла офици­аль­но име­но­вать­ся Гре­ко­ка­то­ли­че­ской (c 1774) и по ста­ту­су бы­ла при­рав­не­на к Рим­ско-ка­то­ли­че­ской. От­кры­ва­лись уни­ат­ские се­ми­на­рии: в Ве­не (1775), Лем­бер­ге (1783); в 1786 от­кры­та кон­си­сто­рия уни­ат­ской Церк­ви.

В 19 в. У. спо­соб­ст­во­ва­ло ук­реп­ле­нию нац. са­мо­соз­на­ния ру­си­нов. Но­вое по­ко­ле­ние ду­хо­вен­ст­ва, вы­сту­пав­шее за воз­вра­ще­ние к вос­точ­но­хри­сти­ан­ским на­ча­лам в об­ря­дах, ста­ло ос­но­вой га­лиц­ко-укр. нац. ин­тел­ли­ген­ции. Его дея­тель­ность вы­зва­ла не­га­тив­ную ре­ак­цию со сто­роны Ри­ма и Ве­ны. Митр. Га­лиц­кий Ио­сиф (Сем­бра­то­вич) (1870–82) был от­стра­нён от слу­же­ния, ряд «мо­ск­во­фи­лов» при­вле­чён к су­ду; в Лем­бер­ге про­шёл су­деб­ный про­цесс по де­лу о гос. из­ме­не. В 1882 ие­зуи­ты про­ве­ли ре­фор­му ва­си­ли­ан­ско­го ор­де­на (см. Ва­си­лиа­не).

По­сле то­го как уни­ат­ское ду­хо­вен­ство возглавил митрополит Ан­д­рей (Шеп­тиц­кий) (1901–44), в га­ли­ций­ском У. идея сбли­жения с рус. пра­во­сла­ви­ем сме­ни­лась сим­па­ти­ей к укр. на­цио­на­лиз­му и стрем­ле­ни­ем к про­зе­ли­тиз­му сре­ди пра­во­слав­ных.

По­сле 1918 У. про­дол­жа­ло су­ще­ст­во­вать на укр. и бе­ло­рус. зем­лях Поль­ши (ок. 3800 при­хо­дов к 1945). В 1939 Зап. Ук­раи­на и Зап. Бе­ло­рус­сия во­шли в со­став СССР, и в мар­те 1946 под кон­тро­лем Нар­ко­ма­та гос. безо­пас­но­сти СССР про­ве­дён Львов­ский со­бор, за­явив­ший о са­мо­ли­к­ви­да­ции Гре­ко­ка­то­лич. церк­ви; при­хо­ды во­шли в со­став РПЦ. В 1989 Гре­ко­ка­то­лич. цер­ковь бы­ла вос­ста­нов­ле­на, име­ет ны­не ок. 3000 при­хо­дов на Ук­раи­не и неск. де­сят­ков в Бе­ло­рус­сии.

На тер­ри­то­рии Рос­сии отд. гре­ко­ка­то­лич. при­хо­ды су­ще­ст­во­ва­ли в 1909–1923; в 1917 бы­ли ор­га­ни­зо­ва­ны в Рус. эк­зар­хат вост. об­ря­да; в 1923 уни­ат­ские свя­щен­ни­ки под­верг­лись ре­прес­си­ям. Не­зна­чит. сеть об­щин сло­жи­лась по­сле 1991. Са­мо­сто­ят. ие­рар­хии в Рос­сии они не име­ют и под­чи­не­ны рим­ско-ка­то­лич. епи­ско­пам.

У. – од­на из са­мых слож­ных про­блем в от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду РПЦ и Ва­ти­ка­ном. В 1993 Со­вме­ст­ная ко­мис­сия ка­то­ли­че­ских и пра­во­слав­ных Церк­вей по диа­ло­гу кон­ста­ти­ро­ва­ла, что У. «не мо­жет быть при­ня­то ни как ме­тод по­ве­де­ния, ни как мо­дель един­ст­ва, ко­то­ро­го ищут на­ши церк­ви». Во вре­мя встре­чи пат­ри­ар­ха Ки­рил­ла и па­пы Фран­ци­ска в Га­ва­не в 2016 эта по­зи­ция бы­ла под­твер­жде­на (см. Уния цер­ков­ная).

Лит.: Крач­ков­ский Ю. Ф. Очер­ки уни­ат­ской церк­ви // Чте­ния в Им­пе­ра­тор­ском об­ще­ст­ве ис­то­рии и древ­но­стей рос­сий­ских. 1871. Кн. 1–2; 1876. Кн. 3–4; Коя­ло­вич М. О. Ис­то­рия вос­со­еди­не­ния за­пад­но­рус­ских униа­тов ста­рых вре­мен. СПб., 1873; Likowski E. Dzieje Kościoła unickiego na Litwie i Rusi w XVIII i XIX wieku. Warsz., 1906. T. 1–2; Kołbuk W. Kościoły wschodnie na ziemiach dawnej Rzeczypospolitej, 1772–1914. Lublin, 1992; Крижанiвський О. П., Пло­хий С. М. Iсторiя церк­ви та релiгiйної дум­ки в Українi. Київ, 1994. Кн. 3: Кiнець XVI – се­ре­ди­на XIX столiття; Dylągowa H. Dzieje Unii Brzeskiej, 1596–1918. Warsz.; Olsztyn, 1996; Бе­ре­стей­сь­ка унiя та внутрiшнє жит­тя Церк­ви в XVII столiттi. Львiв, 1997.

Вернуться к началу