ХАДЖ
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХАДЖ (араб.), паломничество в Мекку, один из пяти столпов ислама. Хотя бы раз в жизни он обязателен для мусульман, которые в состоянии совершить его; кто не способен совершить паломничество, может послать вместо себя заместителя (вакиля). Совершается в месяц зу-ль-хиджа мусульм. лунного года и состоит из серии обрядов. Паломники прибывают в Мекку к 7 зу-ль-хиджа. Сначала они проходят очистительный обряд принятия ихрама, предваряемый омовением, обрезанием волос и ногтей. В состоянии ритуальной чистоты паломник надевает особое одеяние, также называемое ихрамом. Оно состоит из двух кусков белой ткани, один из которых оборачивается вокруг бёдер, а другой набрасывается на плечи. Голова мужчин-паломников не покрыта, женщины обязательно надевают покрывало, на ноги обувают сандалии. В состоянии ихрама запрещено заниматься торговлей, вступать в половые сношения, проливать кровь, стричься, бриться, умащаться благовониями. Нарушение этих запретов делает паломничество недействительным. Затем паломники совершают обряд малого паломничества (умра). После этого те, кто решил совершить малое паломничество и Х. раздельно, выходят из ихрама, обрезав прядь волос. Они возобновляют ихрам непосредственно перед X. Те же, кто решил объединить умру и Х., остаются в ихраме до его окончания. 7 зу-ль-хиджа паломники слушают хутбу (речь проповедника) и молятся у Каабы. На следующий день (яум ат-тарвия) они запасаются водой и отправляются через небольшие, вытянутые с запада на восток долины Мина и Муздалифа к долине Арафат. Часть паломников проводит ночь с 8 на 9 зу-ль-хиджа в долине Мина, часть располагается непосредственно в долине Арафат. В полдень 9 зу-ль-хиджа начинается центр. обряд X., заключающийся в стоянии (вукуф) у горы Арафат. Паломники слушают хутбу, молятся. Стояние продолжается до захода солнца. Затем паломники бегом устремляются в долину Муздалифа. Здесь у ярко освещённой мечети читаются вечерняя и ночная молитвы. 10 зу-ль-хиджа (яум ан-нахр) после утренней молитвы паломники направляются в долину Мина, где бросают 7 камешков, подобранных в Муздалифе, в последний из трёх столбов, символизирующий Иблиса, преградившего путь пророку Мухаммеду, собиравшемуся совершить молитву. Этот обряд служит также напоминанием о преследовании Иблисом пророка Ибрахима. За этим обрядом следует жертвоприношение животных, купленных тут же у торговцев и бедуинов. 10 зу-ль-хиджа считается важнейшим мусульм. праздником и отмечается во всём мусульм. мире (Курбан-байрам). Обрив голову или обрезав прядь волос, паломники направляются в Мекку для совершения последнего обхода вокруг Каабы. Те, кто совершил X. без предварительного обряда умры, после него совершают ритуальный бег между холмами ас-Сафа и аль-Марва (сай). В мусульм. традиции он связан с отдыхом здесь Адама и Хавы, бегством Ибрахима от Иблиса или со страданиями Хаджар (Агари), которая 7 раз пробежала между ними в поисках воды для погибавшего от жажды младенца Исмаила. С 11 по 13 зу-ль-хиджа (айям ат-ташрик) паломники продолжают совершать жертвоприношения, посещают долину Мина, где бросают камешки теперь уже во все 3 столба, занимаются собств. делами. Совершивший X. получает звание «хаджи» и право носить зелёную чалму.
Обряды X. восходят к доисламским языч. обрядам, значение которых до сих пор дискутируется. Формирование идеи исламского X. относят ко времени разрыва Мухаммеда с иудеями Медины, когда Кааба была объявлена кыблой (Коран, 2:142/136–150/145), а X. – обязанностью (Коран, 3:97/91). Осн. обряды X., по преданию, были определены самим Мухаммедом во время т. н. прощального X., совершённого им накануне своей кончины (632). Впоследствии представители осн. догматико-правовых школ подробно разработали ритуал паломничества.
Будучи своеобразной формой общения и идеологич. единения, X. играл важную историко-культурную и социально-политич. роль в ср.-век. мусульм. мире. Идеологич. и политич. значение X. сохраняет и ныне (форма единения мусульман, время встреч лидеров исламских государств и др.).