ХАРИДЖИ́ТЫ
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХАРИДЖИ́ТЫ (араб. – хаваридж, ед. ч. харидж – восставший, раскольник), представители религ.-политич. толка в исламе, возникшего в 7 в. и отличающегося как от учения суннитов, так и от шиизма. Начало движению положила группа в 12 тыс. воинов из числа сторонников халифа Али ибн Аби Талиба, которая во время гражд. войны в 657 порвала с ним, будучи недовольной согласием Али на третейский суд между ним и его соперником – Муавией ибн Аби Суфьяном. Впоследствии Х. вели ожесточённую борьбу с Али, а после его убийства одним из Х. – с Омейядами, затем – с Аббасидами.
Ещё на раннем этапе своей истории Х. разделились на множество соперничающих между собой группировок, главными из которых выступали азракиты, суфриты и ибадиты (или абадиты). Общим для них является положение о выборности халифа, на пост которого может претендовать любой верующий, независимо от его этнич. или социального происхождения, «будь он хоть чернокожий раб». Свой политич. демократизм Х. сочетали с религ. нетерпимостью. Мусульманин, совершивший тяжкий грех, становится вероотступником и, по мнению крайних Х., против него надо вести войну за веру (джихад). Ратуя за чистоту религии, они осуждали любую роскошь, запрещали музыку, игры и табак. За это порой их (как позднее и ваххабитов) называют «пуританами ислама».
Представляя умеренное крыло Х., ибадиты в 8–9 вв. создали свои государства-«имаматы» в Сев. Африке (династия Рустамидов), Йемене и Омане (здесь их государство существует и поныне), и только в их лице движение Х. сохранилось до наших дней, составляя ок. 1% мусульман. Помимо Омана, где ибадиты образуют большинство населения, значительные их общины имеются в Алжире, Тунисе, Ливии и на о. Занзибар (Танзания). Но, как правило, совр. ибадиты открещиваются от Х., и сам термин «Х.» сегодня обычно прилагается ко всем движениям, разделяющим экстремистскую установку Х. по отношению к др. мусульманам.