ШРА́МАНЫ
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШРА́МАНЫ, религ. искатели истины в Древней Индии, аскеты, подвижники неортодоксального происхождения, предложившие в сер. 1-го тыс. до н. э. духовную альтернативу брахманизму.
Мировоззрение Ш. основывалось в религ. сфере на отрицании абсолютного авторитета Вед и обязательности совершения ритуалов яджны (обряд жертвоприношения), в социальной – на отрицании варнового деления общества. В качестве альтернативы Ш. предложили идеологию индивидуальной харизмы и личного спасения через осознание ответственности за содеянное и неизбежности воздаяния (карма). Ш. определили цель спасения: прекращение наполненного страданиями круговорота рождений и смертей (колесо сансары); указали путь: умерщвление плоти и возвышение духа через аскезу, йогу, бродяжничество; выработали принципы институциализированного монашества, реализуемые аскетами (муни), отшельниками (яти), ниществующими проповедниками (бхикшу), странствующими монахами (паривраджаки) и т. д. Такие духовные лидеры Ш., как Будда Шакьямуни и Махавира, сумели создать консолидированные религ. движения (буддизм и джайнизм). Имена др. учителей (Пурана Кассапа, Макхали Госала, Аджита Кесакамбала, Пакуддха Каччаяна, Санджая Белаттхипутта) известны лишь благодаря полемике, зафиксированной в сочинениях буддистов и джайнов. Культура религ. спора сыграла важнейшую роль в движении Ш. и оказала прямое влияние на формирование инд. философии и косвенное (через адаптацию ценностей и принятие духовных ориентиров Ш. традиц. брахманизмом) на формирование индуизма.