АНТИОХИ́ЙСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АНТИОХИ́ЙСКАЯ ШКО́ЛА, направление богословской мысли в Антиохии. Существовала на протяжении 4–5 вв. и развивалась параллельно Александрийской школе, а иногда и ей в противовес. Различие школ прослеживается по двум осн. моментам: в экзегетическом методе и христологическом учении. Основатель А. ш. – еп. Лукиан, вокруг которого сформировалась группа учеников, в т. ч. неск. будущих представителей арианства (сам Арий, Евсевий Никомидийский и др.). Расцвет школы относится к кон. 4–5 вв. (Диодор Тарсийский, Иоанн Златоуст, Феодор Мопсуестийский и Феодорит Кирский). Удар по репутации школы нанесло развитие Несторием и его сторонниками (см. Несторианство) некоторых аспектов христологического учения А. ш. – вплоть до непризнания термина «Богородица». Несторианство было осуждено на 3-м Вселенском соборе (431), что в дальнейшем повлекло за собой преобладание александрийского направления в православном богословии. Впервые синтез христологических посылок двух школ осуществился в «Томосе» папы Льва Великого (449), ставшем одним из гл. источников вероопределения, принятого на 4-м Вселенском соборе в Халкидоне (451). Благодаря этому вероопределению наиболее ценные аспекты антиохийской христологии были органично включены в православную догматику.
Экзегеза А. ш. исходила из принципа, что текст должен быть объяснён «из самого себя». В противоположность приоритету духовного смысла у Оригена и у некоторых др. александрийских церковных писателей, оттеняющих «вневременное» и «вечное» в Священном Писании, А. ш. стремилась заострить внимание на историч. подходе. Земная жизнь Христа и её человеческие реалии занимали важное место в их богословских рассуждениях. Отсюда у некоторых антиохийцев (Диодора Тарсийского, Феодора Мопсуестийского) стремление к соблюдению «симметрии» в христологии, т. е. равных пропорций соотношения двух природ во Христе – божественной и человеческой. Они особо подчёркивали, что Словом Божиим является человек по имени Иисус. Крайние выводы из этого тезиса вплотную приблизили некоторых из них (в частности, Феодора и Нестория) к признанию двух субъектов во Христе, т. е. к христологическому дуализму.