Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

АЭРОДРО́М

Авторы: А. П. Журавлёв
Примерная схема однополосного аэродрома: 1 – зона застройки; 2 – перрон; 3 – места стоянок самолётов; 4 – вспомогательная рулёжная дорожка; 5 – концевая полоса безопаснос...

АЭРОДРО́М (от аэ­ро... и греч. δρόμος – бег, ме­сто для бе­га), спе­ци­аль­но под­го­тов­лен­ный зе­мель­ный уча­сток с ком­плек­сом со­ору­же­ний и обо­ру­до­ва­ния для обес­пе­че­ния взлё­та, по­сад­ки, ру­ле­ния, сто­ян­ки и об­слу­жи­ва­ния гл. обр. са­мо­лё­тов и вер­то­лё­тов. Раз­ли­ча­ют две осн. час­ти А. – лёт­ную зо­ну и воз­душ­ное про­стран­ст­во над ней. Лёт­ная зо­на ох­ва­ты­ва­ет лёт­ное по­ле и по­ло­сы воз­душ­ных под­хо­дов. На лёт­ном по­ле рас­по­ло­же­ны од­на или не­сколь­ко лёт­ных по­лос, ру­лёж­ные до­рож­ки, пер­ро­ны, мес­та сто­ян­ок летат. аппаратов (ЛА). Лёт­ная по­ло­са пред­на­зна­че­на для взлё­та и по­сад­ки ЛА, вклю­ча­ет взлёт­но-по­са­доч­ную по­ло­су, а так­же кон­це­вые и бо­ко­вые по­ло­сы безо­пас­но­сти. Круп­ные А. име­ют 2–6 лёт­ных по­лос дли­ной 1000–5000 м, ши­ри­ной 200–400 м. Воз­душ­ные под­хо­ды – воз­душ­ное про­стран­ст­во, при­мы­каю­щее к кон­цам лёт­ной по­ло­сы в на­прав­ле­нии взлё­тов и по­са­док са­мо­лё­тов. А. под­раз­де­ля­ют на 5 клас­сов в за­ви­си­мо­сти от ти­па об­слу­жи­вае­мых са­мо­лё­- тов, раз­ме­ров тер­ри­то­рии, не­су­щей спо­соб­но­сти аэ­ро­дром­ных по­кры­тий и др. па­ра­мет­ров.

Ме­ст­ность, при­ле­гаю­щую к А. (при­аэро­дром­ная тер­ри­то­рия), и воз­душ­ное про­стран­ст­во над ним на­зы­ва­ют рай­оном А. В це­лях обес­пе­че­ния ре­гу­ляр­но­сти и безо­пас­но­сти по­лё­тов А. обо­руду­ют ком­плек­сом ра­дио- и све­то­тех­нич. средств. Точ­ность за­хо­да са­мо­лё­тов на по­сад­ку в ус­ло­ви­ях пло­хой ви­ди­мо­сти обес­пе­чи­ва­ет­ся сис­те­мой ра­дио­мая­ков (кур­со­вых, глис­сад­ных, мар­кер­ных и др.). Све­то­сиг­наль­ное обо­ру­до­ва­ние пред­на­зна­че­но для све­то­во­го обо­зна­че­ния взлёт­но-по­са­доч­ной по­ло­сы и её уча­ст­ков, под­хо­дов к ней, обо­зна­че­ния ру­лёж­ных до­ро­жек, а так­же для управ­ле­ния дви­же­ни­ем по А., обес­пе­че­ния пи­ло­тов ви­зу­аль­ной ин­фор­ма­ци­ей при взлё­те, по­сад­ке и ру­ле­нии ЛА. Управ­ле­ние воз­душ­ным дви­же­ни­ем осу­ще­ст­в­ля­ет­ся при по­мо­щи средств ра­дио­ло­кац. кон­тро­ля и ра­дио­свя­зи.

Раз­ли­ча­ют А. гра­ж­дан­ские, во­ен­ные и ис­пы­та­тель­ные. Гражд. A. – гл. со­став­ная часть аэ­ро­пор­тов; они об­слу­жи­ва­ют вер­то­лё­ты и са­мо­лё­ты, ис­поль­зуе­мые для воз­душ­ных пе­ре­во­зок пас­са­жи­ров, ба­га­жа, гру­зов, поч­ты и др., для вы­пол­не­ния раз­но­об­раз­ных авиац. ра­бот (ту­ше­ние лес­ных по­жа­ров, за­щи­та по­се­вов, транс­пор­ти­ров­ка боль­ных и т. п.). На во­ен. А. ба­зи­ру­ют­ся гл. обр. са­мо­лё­ты и вер­то­лё­ты, пред­на­зна­чен­ные для вы­пол­не­ния во­ен. дей­ст­вий, не­се­ния по­гра­нич­ной служ­бы, ли­к­ви­да­ции по­след­ст­вий чрез­вы­чай­ных си­туа­ций, а так­же для вы­пол­не­ния мо­би­ли­за­ци­он­но-обо­рон­ных за­дач. Ис­пы­та­тель­ные А. слу­жат для про­ве­де­ния лёт­ных ис­пы­та­ний ЛА, их бор­то­во­го обо­ру­до­ва­ния, воо­ру­же­ния, средств спа­се­ния и др. авиац. тех­ни­ки, осу­ще­ст­в­ле­ния экс­пе­рим. по­лё­тов, оп­ре­де­ле­ния лёт­ных ха­рак­те­ри­стик но­вых ле­та­тель­ных ап­па­ра­тов.

Вернуться к началу