Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

БОРТОВО́Й НАКОПИ́ТЕЛЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 68

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Косточкин

БОРТОВО́Й НАКОПИ́ТЕЛЬ ле­та­тель­но­го ап­па­ра­та, уст­рой­ст­во для ре­ги­ст­ра­ции и на­ко­п­ле­ния ин­фор­ма­ции в те­че­ние все­го по­лё­та (или не­сколь­ких по­лё­тов). Изо­бре­та­те­лем пер­во­го по­доб­но­го уст­рой­ства счи­та­ет­ся ав­ст­рал. учё­ный Дэ­вид Уор­рен, ко­то­рый в 1953 на­чал раз­ра­бот­ку уст­рой­ст­ва, спо­соб­ного за­пи­сы­вать па­ра­мет­ры ра­бо­ты ме­ха­низ­мов управ­ле­ния авиа­лай­не­ров и раз­го­во­ры чле­нов эки­па­жа. Раз­ли­ча­ют Б. н. за­щи­щён­ные (БНЗ) и экс­плуа­та­ци­он­ные (БНЭ). БНЗ пред­на­зна­чен для за­пи­си ин­фор­ма­ции об ус­ло­ви­ях по­лё­та и про­стран­ст­венном по­ло­же­нии ЛА, ра­бо­те его дви­га­те­лей и жиз­нен­но важ­ных сис­тем, ха­рак­те­ре пи­ло­ти­ро­ва­ния и дей­ст­ви­ях эки­па­жа, а так­же пе­ре­го­во­ров чле­нов эки­па­жа друг с дру­гом, с на­зем­ны­ми пунк­та­ми и эки­па­жа­ми дру­гих ЛА, зву­ко­вой об­ста­нов­ки в ка­би­не и пр.; эти дан­ные ис­поль­зу­ют при рас­сле­до­ва­нии лёт­ных про­ис­ше­ст­вий, ана­ли­зе ра­бо­ты эки­па­жа в экс­тре­маль­ных си­туа­ци­ях. БНЭ слу­жат для сбо­ра и ре­ги­ст­ра­ции ин­фор­ма­ции, не­об­хо­ди­мой для кон­тро­ля пи­ло­ти­ро­ва­ния и оцен­ки ра­бо­то­спо­соб­но­сти сис­тем и обо­ру­до­ва­ния ЛА по­сле ка­ж­до­го или вы­бо­роч­но­го по­лё­та в штат­ном ре­жи­ме.

Ин­фор­ма­ция для за­пи­си по­сту­па­ет с мно­го­числ. раз­но­об­раз­ных дат­чи­ков, ус­та­нов­лен­ных на со­от­вет­ст­вую­щих аг­ре­га­тах, уз­лах и уст­рой­ст­вах ЛА, и фик­си­ру­ет­ся в осн. на маг­нит­ной ме­тал­лич. или лав­са­но­вой лен­те. В нач. 1990-х гг. соз­да­ны циф­ро­вые Б. н. на ос­но­ве твер­до­тель­ных пе­ре­про­грам­ми­руе­мых по­сто­ян­ных за­по­ми­наю­щих уст­ройств с при­ме­не­ни­ем ин­фор­мац. и ком­пь­ю­тер­ных тех­но­ло­гий. Объ­ём па­мя­ти у твер­до­тель­ных Б. н. по срав­не­нию с лен­точ­ны­ми уве­ли­чил­ся в неск. де­сят­ков раз, а по­те­ри ин­фор­ма­ции при ава­ри­ях ЛА умень­ши­лись на по­ря­док. БНЗ раз­ме­ща­ет­ся в проч­ном ме­тал­лич. кор­пу­се, ко­то­рый при авиа­ка­та­ст­ро­фах на­дёж­но за­щи­ща­ет но­си­тель ин­фор­ма­ции от воз­дей­ст­вия вы­со­ких темп-р (до 1100 °С), удар­ных на­гру­зок и аг­рес­сив­ных жид­ко­стей (то­п­ли­во, мор­ская во­да, ог­не­ту­ша­щее ве­ще­ст­во и др.). Об­ще­при­ня­тое назв. БНЗ – «чёр­ный ящик» (в дей­ст­ви­тель­но­сти БНЗ обыч­но ок­ра­ши­ва­ют в яр­ко оран­же­вый цвет, хо­ро­шо за­мет­ный из­да­ли, что об­лег­ча­ет его по­иск). Пер­спек­тив­но ис­поль­зо­ва­ние в Б. н. ра­дио­мая­ков – спец. ра­дио­пе­ре­дат­чи­ков, по сиг­на­лам ко­то­рых мож­но в слу­чае лёт­но­го про­ис­ше­ст­вия оп­ре­де­лить в ре­аль­ном мас­шта­бе вре­ме­ни ме­сто­по­ло­же­ние ЛА не­по­сред­ст­вен­но пе­ред уда­ром о зем­лю. БНЭ по уст­рой­ст­ву иден­тич­ны БНЗ, но вме­ща­ют боль­ше ин­фор­ма­ции и, как пра­ви­ло, не име­ют спец. те­п­ло­вой и про­ти­во­удар­ной за­щи­ты.

Вернуться к началу