Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОВЁР

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 385

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Л. Слостина, Е. Г. Царёва
Ворсовый ковёр из 5-го Пазырыкского кургана. Сер. 4 в. до н. э. Ахеменидский Иран. Эрмитаж (С.-Петербург).

КОВЁР, мно­го­цвет­ное или од­но­тон­ное пре­им. тек­стиль­ное из­де­лие, пред­на­зна­чен­ное для ук­ра­ше­ния, уте­п­ле­ния, зву­ко­изо­ля­ции по­ме­ще­ний; вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся руч­ным или ма­шин­ным спо­со­бом. Луч­шие об­раз­цы ста­рин­ных К. (с узо­ра­ми или изо­бра­жения­ми) хра­нят­ся в му­зе­ях ми­ра (Эр­ми­та­же и др.). Ху­дож. осо­бен­но­сти К. оп­ре­де­ля­ют­ся спо­со­бом вы­ра­бот­ки, ма­те­риа­лом, строе­ни­ем по­верх­но­сти (фак­ту­рой), плот­но­стью, раз­ме­ром, ко­ло­ри­стич. оформ­ле­ни­ем, а так­же со­от­но­ше­ни­ем бор­дю­ра и центр. по­ля, ха­рак­те­ром ком­по­зи­ции ор­на­мен­та и др. К. бы­ва­ют: без­вор­со­вые – од­но­сто­рон­ние (ти­па су­ма­хов) и дву­сто­рон­ние (ти­па ки­ли­мов, па­ла­сов); вор­со­вые – с раз­рез­ным и не­раз­рез­ным (пе­тель­ным) вор­сом. В К. воз­мож­но так­же че­ре­до­ва­ние уча­ст­ков вор­са и без­вор­со­во­го фо­на. Без­вор­совые К. пред­став­ля­ют со­бой плот­ные од­но­слой­ные тка­ни, в ко­то­рых ри­су­нок об­ра­зу­ет­ся пе­ре­пле­те­ни­ем цвет­ных ни­тей ос­но­вы и уткá. Вор­со­вые К обыч­но мно­го­слой­ная ткань, в ко­то­рой на ни­тях ос­но­вы (ино­гда на ни­тях ут­ка) за­кре­п­ле­ны от­дель­ные, плот­но при­ле­гаю­щие один к дру­го­му пуч­ки пря­жи – вор­со­вые уз­лы; под­стри­жен­ные на ли­це­вой сто­ро­не кон­цы уз­лов (пуч­ков) об­ра­зу­ют ворс, скры­ваю­щий ос­но­ву и уток. Де­ко­ра­тив­ная по­верх­ность К. по­лу­ча­ет­ся че­ре­до­ва­ни­ем вор­со­вой пря­жи разл. цве­тов и от­тен­ков. Вор­син­ка мо­жет фор­ми­ро­вать­ся из од­ной или не­сколь­ких раз­но­цвет­ных вор­со­вых ни­тей с це­лью обо­гаще­ния цве­то­вой па­лит­ры. По вы­со­те вор­са ков­ро­вые из­де­лия де­лят­ся на низ­ко­вор­со­вые, вы­со­ко­вор­со­вые (5–9 мм) и с ком­би­ни­ро­ван­ным вор­сом (вы­со­ким и низ­ким). Вы­пус­ка­ют так­же К. с не­раз­рез­ным вор­сом (пе­тель­ные) и со­че­таю­щие раз­рез­ной ворс с не­раз­рез­ным. Ср. плот­ность 1000–2500 пуч­ков вор­са на 1 дм², по­верх­но­ст­ная плот­ность 1800–2500 г/м2.

Структура ворсового ковра: 1 – простой симметричный узел (симметричные узлы характерны для ковров Кавказа, Малой Азии, Средиземноморья и Арало-Каспийской зоны); 2 – простой асимметричный у...

К. руч­но­го тка­че­ст­ва из­го­тав­ли­ва­ют­ся на про­стых ков­ро­ткац­ких стан­ках, пред­став­ляю­щих со­бой пря­мо­уголь­ную вер­ти­каль­ную или го­ри­зон­таль­ную ра­му. Внут­ри ра­мы рас­по­ло­же­ны верх­няя и ниж­няя пе­ре­кла­ди­ны, ме­ж­ду ко­то­ры­ми про­тя­ги­ва­ют­ся (вкру­го­вую) ни­ти ос­но­вы, а по всей ши­ри­не ос­но­вы – ни­ти ут­ка. Вор­со­вую ткань по­лу­ча­ют об­вя­зы­ва­ни­ем шер­стя­ной пря­жи в ви­де уз­ла и за­кре­п­ле­ни­ем вор­са на ос­но­ве. Ка­ж­дый ряд уз­лов за­кре­п­ля­ют од­ной или дву­мя ни­тя­ми скре­п­ляю­щих ут­ков. Руч­ное ков­ро­тка­че­ст­во раз­ви­то во мно­гих стра­нах ми­ра и яв­ля­ет­ся нар. ху­дож. про­мыс­лом. К. име­ют тра­ди­ци­он­ный для ка­ж­дой ме­ст­но­сти вид и раз­ли­ча­ют­ся по ри­сун­ку, рас­цвет­ке, спо­со­бу из­го­тов­ле­ния. В сер. 19 в. воз­ник­ло ма­шин­ное про­из-во К., ко­то­рое по­лу­чи­ло ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние бла­го­да­ря при­ме­не­нию Жак­кар­да ма­ши­ны, по­зво­лив­шей ткать разл. узор­ча­тые К., а так­же ме­то­да из­го­тов­ле­ния двух­по­лот­ных К. Ма­шин­ное ков­ро­тка­че­ст­во бо­лее про­из­во­ди­тель­ное, чем руч­ное. Од­на­ко К., вы­ра­ба­ты­вае­мые на руч­ных стан­ках, по ка­че­ст­ву ис­пол­не­ния, проч­но­сти, дол­го­веч­но­сти, цве­то­во­му ре­ше­нию и слож­но­сти ри­сун­ка ос­тают­ся не­пре­взой­дён­ны­ми (по­это­му их стои­мость зна­чи­тель­но вы­ше).

Фрагмент ворсового ковра. Иран. 16 в. Польди-Пеццоли (Милан).

Ма­те­риа­лом для руч­но­го ков­ро­тка­че­ст­ва слу­жит пре­им. шер­стя­ная (ове­чья, ко­зья, верб­лю­жья) пря­жа. Пря­жа из хлоп­ка, льна и др. во­ло­кон ис­поль­зу­ет­ся гл. обр. для соз­да­ния кар­ка­са ков­ро­вой тка­ни в ка­че­ст­ве ос­но­вы и ут­ка. Для К. ма­шин­но­го про­из-ва на­ря­ду с пря­жей из на­ту­раль­ных во­ло­кон ши­ро­ко при­ме­ня­ют­ся хи­мич. во­лок­на: ис­кус­ст­вен­ные (вис­коз­ное, мед­но­ам­ми­ач­ное, аце­тат­ное) и син­те­ти­че­ские (ка­прон, нит­рон, лав­сан и др.).

Из­вест­но бо­лее 50 ви­дов ков­ро­вых из­де­лий. К. ма­шин­но­го про­из-ва по спо­со­бу из­го­тов­ле­ния бы­ва­ют: тка­ные – двух­по­лот­ные, прут­ко­вые, ак­смин­стер­ские (лен­точ­ные, труб­ча­тые, жак­кар­до­вые); не­тка­ные – три­ко­таж­ные, иг­ло­про­бив­ные и иг­ло­про­шив­ные (таф­тин­го­вые). Край К. об­ра­ба­ты­ва­ет­ся с по­мо­щью овер­ло­ка, кан­та, ба­хро­мы. Вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся К. глад­кие и с ри­сун­ком; ри­су­нок тка­ных К. соз­да­ёт­ся ма­ши­ной Жак­кар­да или пе­чат­ным спо­со­бом. При двух­по­лот­ном спо­со­бе из­го­тов­ле­ния К. на стан­ке од­но­вре­мен­но фор­ми­ру­ют­ся два по­лот­на (верх­нее и ниж­нее), рас­по­ло­жен­ные друг под дру­гом на оп­ре­де­лён­ном рас­стоя­нии. На по­верх­но­сти прут­ко­вых К. пет­ля вор­са за­дан­ной вы­со­ты соз­да­ёт­ся при по­мо­щи сталь­но­го прут­ка. Ак­смин­стер­ские К. (по назв. го­ро­да в Анг­лии, где раз­ра­бо­тан спо­соб ков­ро­тка­че­ст­ва), ос­но­ва и ворс ко­то­рых ткут­ся од­но­вре­мен­но, ими­ти­ру­ют струк­ту­ру из­де­лий руч­ной вы­ра­бот­ки. Пер­во­на­чаль­но бы­ли лен­точ­ны­ми (си­не­ле­вы­ми), впо­след­ст­вии ста­ли вы­ра­ба­ты­вать­ся на ков­ро­ткац­ких стан­ках ва­лич­ным (труб­ча­тым) и жак­кар­до­вым спо­со­ба­ми.

Не­тка­ные К. со­сто­ят из ни­тей вор­са, грун­то­вой тка­ни и ла­текс­ной под­лож­ки; вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся на вы­со­ко­ско­ро­ст­ных мно­го­иголь­ных ма­ши­нах. Ков­ро­вые по­кры­тия при три­ко­таж­ном спо­со­бе вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся пу­тём со­че­та­ния пе­тель­но­го и пе­ре­ви­воч­но­го пе­ре­пле­те­ний хи­мич. ком­плекс­ных и тек­сту­ри­ро­ван­ных ни­тей; при иг­ло­про­бив­ном – скре­п­ле­ния во­ло­кон в хол­сте за счёт пе­ре­пу­ты­ва­ния во­ло­кон иг­ла­ми (имею­щи­ми за­зуб­ри­ны по всей дли­не), ко­то­рые при дви­же­нии вверх-вниз за­хва­ты­ва­ют и за­пу­ты­ва­ют во­лок­на, об­ра­зуя ком­пакт­ное по­лот­но; при таф­тин­го­вом (от англ. tuft – ворс) – про­шив­ки вор­со­вы­ми ни­тя­ми пред­ва­ри­тель­но под­го­тов­лен­но­го грун­то­во­го ма­те­риа­ла. Таф­тин­го­вый спо­соб по тех­ни­ко-эко­но­мич. по­ка­за­те­лям зна­чи­тель­но пре­вос­хо­дит су­ще­ст­вую­щие не­тка­ные и тка­ные спо­со­бы про­из­вод­ст­ва.

Историческая справка

В тра­диц. куль­ту­ре са­мая рас­про­стра­нён­ная груп­па К.  по­сти­лоч­ные, в т. ч. ри­ту­аль­ные (мо­лит­вен­ные, сва­деб­ные, по­хо­рон­ные, ро­диль­ные и др.). К К. от­но­сят­ся так­же вы­пол­нен­ные в ана­ло­гич­ных тех­ни­ках двер­ные и на­стен­ные за­на­ве­си, по­крыш­ки жи­лищ (шат­ров, юрт, ки­би­ток); по­ло­сы для об­вя­зы­ва­ния юрт. В ев­роп. куль­ту­рах рас­про­стра­не­ны по­кры­ва­ла, на­лав­ни­ки и др. К. (осо­бен­но вой­лоч­ные) ис­поль­зо­ва­ли для уб­ран­ст­ва вер­хо­вых жи­вот­ных.

К. из­го­тав­ли­ва­ют­ся из стеб­лей рас­те­ний в со­че­та­нии с ни­тя­ми и ве­рёв­ка­ми (ци­нов­ка); ни­тей из рас­тит., шер­стя­но­го или шёл­ко­во­го во­лок­на (вор­со­вые К. и глад­кот­ка­ные ки­лим и су­мах) ли­бо рас­тит. или шер­стя­но­го во­лок­на в мас­се – та­пы и вой­ло­ка (см. Кош­ма).

Наи­бо­лее древ­ний (не позд­нее 10–12 тыс. лет на­зад) и рас­про­стра­нён­ный в тра­диц. куль­ту­рах вид К. — ци­нов­ки; из­го­тав­ли­ва­ют­ся по­все­ме­ст­но, кро­ме арк­тич. зо­ны. Ки­лим­ы из­вест­ны боль­шин­ст­ву на­ро­дов, зна­ко­мых с тка­че­ст­вом, они яв­ля­ют­ся са­мым ран­ним тка­ным узор­ным тек­сти­лем в ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва. Про­из-во вой­лоч­ных К. просле­жи­ва­ет­ся с 3–2-го тыс. до н. э. и яв­ля­ет­ся един­ст­вен­ным ви­дом ков­ро­де­лия для ко­че­в­ни­ков Ев­ра­зии. Вор­со­вое ков­ро­де­лие при­ори­тет­но для тер­ри­то­рий с раз­ви­тым ов­це­вод­ст­вом. Вор­со­вая тех­ни­ка за­ро­ди­лась, по-ви­ди­мо­му, в Сев. Ме­со­по­та­мии (древ­ней­шие изо­бра­же­ния одеж­ды из вор­со­вой тка­ни за­фик­си­ро­ва­ны на але­баст­ро­вых ста­ту­эт­ках сер. 3-го тыс. до н. э. из Ма­ри). Древ­ней­шие на­ход­ки вор­со­вой тка­ни про­ис­хо­дят из Сев. Ти­бе­та (16 в. до н. э.), Вост. Тур­ке­ста­на (Лоу­лань, бас­сейн р. Та­рим, 12 в. до н. э.) и Егип­та (гроб­ни­ца арх. Кха, До­ли­на ца­рей, 14 в. до н. э.). Наи­бо­лее из­ве­стен вор­со­вый К. ахе­ме­нид­ской ра­бо­ты из 5-го Па­зы­рык­ско­го кур­га­на (Гор­ный Ал­тай, 4 в. до н. э.).

Узор вор­со­вых К. вы­пол­ня­ет­ся уз­ла­ми или пет­ля­ми, соз­да­вае­мы­ми в про­цес­се тка­чест­ва. Пет­ле­вая тех­ни­ка, ве­ро­ят­но, пред­шест­во­ва­ла узел­ко­вой (хо­тя и узел­ко­вые и пет­ле­вые К. най­де­ны в синх­рон­ных па­мят­ни­ках). В клас­сич. ва­ри­ан­те узел­ко­вых К. уз­лы де­ла­ют­ся на 2 ни­тях ос­но­вы и бы­ва­ют асим­ме­трич­ны­ми (as), или пер­сид­ски­ми, по­лу­тор­ны­ми, и сим­ме­трич­ны­ми (sy), или ту­рец­ки­ми, двой­ны­ми (есть и др. ло­каль­ные ва­ри­ан­ты наз­ва­ний). Как пра­ви­ло, ков­ро­де­лы ис­поль­зу­ют еди­ный для свое­го ре­гио­на тип уз­ла. В Турк­ме­нии в рам­ках еди­ной ков­ро­вой тра­ди­ции со­су­щест­ву­ют раз­ные по ти­пу и вре­ме­ни фор­ми­ро­ва­ния пле­мен­ные ва­ри­ан­ты уз­лов. Как as, так и sy струк­ту­ры мо­гут вы­пол­нять­ся с приё­ма­ми сме­ще­ния, за­це­па и др. Ис­поль­зо­ва­ние этих ме­то­дов поз­во­ля­ет соз­да­вать ри­сун­ки лю­бой слож­но­сти, вклю­чая порт­рет­ные изо­бра­же­ния.

Древ­ней­шие пет­ле­вые К. бы­ли од­но­тон­ны­ми (Еги­пет, Та­рим, Па­зы­рык). В эл­ли­ни­стич. пе­ри­од до­ми­ни­ру­ют ор­на­мен­ти­ро­ван­ные пет­ле­вые ков­ри­ки и за­на­ве­си, сре­ди ко­то­рых осо­бое ме­сто за­ни­ма­ют т. н. копт­ские тка­ни, ча­сто имею­щие слож­ные ком­по­зи­ции на ми­фо­ло­гич. сю­жет. Осо­бую груп­пу со­став­ля­ют К. бак­трий­цев – осн. ков­ро­дельч. на­се­ле­ния Центр. Азии с кон. 1-го тыс. до н. э. до араб. на­шест­вия. Ны­не про­из-во ворсовых К. рас­про­стра­не­но в Юж., Юго-Зап. и Центр. Азии (осо­бо – в Ара­ло-Кас­пий­ской зо­не), на Кав­ка­зе, в Сев. Аф­ри­ке, Вост. и Сев. Ев­ро­пе (Фин­лян­дия, Шве­ция).

К. раз­ли­ча­ют­ся по куль­тур­но-ис­то­рич. пе­рио­дам (напр., ахе­ме­нид­ские, бак­трий­ские, сель­джук­ские, се­фе­вид­ские, мам­люк­ские, ба­рок­ко, ам­пир и пр.) и мес­ту про­из-ва. Сре­ди ази­ат. и сев.-афр. К. (час­то объ­е­ди­няе­мых под об­щим тер­мином «вос­точ­ные ков­ры») вы­де­ля­ют­ся боль­шие сме­шан­ные груп­пы (перс., тур., кавк., сред­не­ази­ат­ские) и бо­лее од­но­род­ные па­кист., инд., кит., ти­бет., монг., егип., бер­бер., ма­рок. и др.; эт­нич., пле­мен­ные и ло­каль­ные раз­но­вид­но­сти (напр., в Азии – туркм., кирг., узб., тад­жик­ские, бе­лудж­ские, араб­ские, в Вост. Ев­ро­пе – рус., укр., молд., бело­рус­ские, болг., рум., в Аме­ри­ке – инк­ские, на­ва­хо). При раз­ви­том то­вар­ном про­из-ве ха­рак­тер­ные осо­бен­но­сти от­ли­ча­ют тра­ди­ции, свя­зан­ные с отд. мас­тер­ски­ми (напр., шпа­ле­ры и го­бе­ле­ны в Зап. Ев­ро­пе, К. Имп. мас­тер­ских Рос­сии).

Лит.: Мар­ты­но­ва А. А., Сло­сти­на Г.  Л., Вла­со­ва Н. А. Строе­ние и про­ек­ти­ро­ва­ние тка­ней. М., 1999; Сло­сти­на Г. Л. Со­вре­мен­ная тех­но­ло­гия про­из­вод­ст­ва ков­ров. М., 2006.

Лит.: Го­гель Ф. В. Ков­ры. М., 1950; Ру­ден­ко С. И. Древ­ней­шие в ми­ре ху­до­жест­вен­ные ков­ры и тка­ни. Л., 1968; Мош­ко­ва В. Г. Ков­ры на­ро­дов Сред­ней Азии кон­ца XIX – на­ча­ла XX вв. Таш., 1970; Emery I. The primary structure of fabrics. 2nd ed. Wash., 1980; Tsa­reva E. Rugs, Carpets and Carpet-weaving // The Dictionary of art. L., 1996; Great carpets of the World. P., 1996; Stone P. F. The orien­tal rug lexicon. 2nd ed. L., 1997; Gantzhorn V. Oriental carpets. Their ico­nology and icono­gra­phy from earliest times to the 18th century. Köln; L., 1998; Tsareva E. Carpets. Fabrics and Carpets // The history of civilizations of Central Asia. P., 2001. Vol. 5: Development in Contrast: from the 16th to the mid-19th century; Glanz der Himmelssöhne. Kaiserliche Tep­piche aus China 1400–1750. Köln, 2005; За­риф М. Ков­ры. М., 2006.

Вернуться к началу