Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ГИДРОСАМОЛЁТ

Авторы: М. Ю. Куприков

ГИДРОСАМОЛЁТ (от гид­ро и са­мо­лёт), са­мо­лёт, спо­соб­ный взле­тать с вод­ной по­верх­но­сти, са­дить­ся на неё, а так­же ма­нев­ри­ро­вать на во­де; ба­зи­ру­ет­ся на гид­ро­аэ­ро­дро­ме. Г. дол­жен об­ла­дать пла­ву­че­стью, ос­той­чи­во­стью, не­по­то­п­ляе­мо­стью, ус­той­чи­во­стью дви­же­ния по во­де и др. мо­ре­ход­ны­ми ка­че­ст­ва­ми, оп­ре­де­ляю­щи­ми воз­мож­ность его экс­плуа­та­ции в ак­ва­то­ри­ях при разл. гид­ро­ме­тео­ро­ло­гич. ус­ло­ви­ях. При на­хо­ж­де­нии на пла­ву вес Г. пол­но­стью ком­пен­си­ру­ет­ся гид­ро­ста­тич. подъ­ём­ной си­лой. В про­цес­се раз­бе­га гид­ро­ди­на­мич. подъём­ная си­ла глис­си­рую­щей по­верх­но­сти дни­ща кор­пу­са и аэ­ро­ди­на­мич. подъ­ём­ная си­ла кры­ла при дос­ти­же­нии взлёт­ной ско­ро­сти обес­пе­чи­ва­ют от­рыв Г. от вод­ной по­верх­но­сти. Про­фи­ли­ро­ван­ные об­во­ды дни­ща кор­пу­са Г. по­вы­ша­ют ус­той­чи­вость хо­да, обу­слов­ли­ва­ют дос­ти­же­ние ми­ним. пе­ре­груз­ки и брыз­го­об­ра­зо­ва­ния (при раз­бе­ге и про­бе­ге Г.). На­ли­чие на дни­ще кор­пу­са Г. по­пе­реч­но­го ус­ту­па – ре­да­на спо­соб­ст­ву­ет от­ры­ву Г. от вод­ной по­верх­но­сти на пред­взлёт­ных ско­ро­стях.

Рис. 1. Двухпоплавковый гидросамолёт.

Г. обыч­но стро­ят­ся по схе­ме мо­но­пла­на с вы­со­ко­рас­по­ло­жен­ны­ми дви­гате­ля­ми во из­бе­жа­ние их за­ли­ва­ния и за­брыз­ги­ва­ния. В за­ви­си­мо­сти от кон­ст­рук­ции раз­ли­ча­ют Г. ло­доч­ные, по­плав­ко­вые, ам­фи­бии и Г. на под­вод­ных крыль­ях или гид­ро­лы­жах. Из Г. всех ти­пов оп­ти­маль­ным со­че­та­ни­ем гид­ро- и аэ­ро­ди­на­мич. ка­честв об­ла­да­ет ле­таю­щая лод­ка. Рас­про­стра­не­ны так­же по­плав­ко­вые Г. (пре­им. с дву­мя по­плав­ка­ми, рис. 1), имею­щие по срав­не­нию с ле­таю­щей лод­кой по­вы­шен­ную мас­су кон­ст­рук­ции и бо­лее вы­со­кое аэ­ро­ди­на­мич. со­про­тив­ле­ние. По­плав­ко­вые схе­мы не­ред­ко при­ме­ня­ют при пе­ре­дел­ке лёг­ких су­хо­пут­ных са­мо­лё­тов в Г. Ам­фи­бии с взлёт­но-по­са­доч­ным уст­рой­ст­вом в ви­де со­че­та­ния ко­лёс­но­го шас­си и лод­ки или по­плав­ков (рис. 2) мо­гут ба­зи­ро­вать­ся так­же на су­хо­пут­ных аэ­ро­дро­мах. Осо­бую раз­но­вид­ность Г. пред­став­ля­ют са­мо­лё­ты ло­доч­но­го ти­па, снаб­жён­ные до­пол­нит. уст­рой­ст­ва­ми для взлё­та и по­сад­ки в ви­де гид­ро­лыж и под­вод­ных крыль­ев, уби­раю­щих­ся в по­лё­те.

Рис. 2. Самолёт-амфибия.

Впер­вые ус­пеш­ный по­лёт на Г. собств. кон­ст­рук­ции со­вер­шён франц. инж. А. Фаб­ром в 1910. Раз­ви­тие гид­ро­авиа­ции на­ча­лось с по­ста­нов­ки су­хо­пут­но­го са­мо­лё­та на по­плав­ки. В Рос­сии пер­вый Г. по­плав­ко­во­го ти­па был соз­дан в 1911 Я. М. Гак­ке­лем; от­ме­чен на Ме­ж­ду­нар. авиац. вы­став­ке в 1911 боль­шой се­реб­ря­ной ме­да­лью. Пер­вые ле­таю­щие лод­ки в Рос­сии (М-1, М-4, М-9) по­строе­ны в 1913–15 под рук. Д. П. Гри­го­ро­ви­ча. В сов. пе­ри­од над соз­да­ни­ем Г. для авиа­ции ВМФ и гражд. авиа­ции ра­бо­та­ли Гри­го­ро­вич, А. Н. Ту­по­лев, Г. М. Бе­ри­ев, В. Б. Шав­ров, И. В. Чет­ве­ри­ков, Р. Л. Бар­ти­ни, А. К. Кон­стан­ти­нов и др. авиа­кон­ст­рук­то­ры. С 1990-х гг. эти тра­ди­ции про­дол­жа­ет кол­лек­тив кон­ст­рук­то­ров Та­ган­рог­ско­го авиа­ци­он­но­го на­уч.-тех­нич. ком­плек­са им. Г. М. Бе­рие­ва (са­мо­лё­ты Бе-200, Бе-103 и др.).

Лит.: Шав­ров В. Б. Ис­то­рия кон­ст­рук­ций са­мо­ле­тов в СССР до 1938 г. 5-е изд. М., 2002.

Вернуться к началу