Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕТРО́В

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 105

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПЕТРО́В Ни­ко­лай Пав­ло­вич [1(13).5.1836, Труб­чевск – 15.1.1920, Ту­ап­се], рос. учёный и ин­же­нер в об­лас­ти ж.-д. транс­пор­та, ос­но­во­по­лож­ник гид­ро­ди­на­мич. тео­рии смаз­ки, по­чёт­ный чл. Пе­терб. АН (1894), инж.-ген.-л. (1900). По окон­ча­нии Ни­ко­ла­ев­ской инж. ака­де­мии (1857) ра­бо­тал там же на ка­фед­ре ма­те­ма­ти­ки, ко­то­рую воз­глав­лял М. В. Ост­ро­град­ский. Бу­ду­чи воль­но­слу­ша­те­лем С.-Пе­терб. прак­тич. тех­но­ло­гич. ин-та, П. при­ни­мал уча­стие в про­ек­ти­ро­ва­нии ма­шин на Ох­тен­ском за­во­де под рук. И. А. Выш­не­град­ско­го. С 1866 чи­тал кур­сы по разл. раз­де­лам при­клад­ной ма­те­ма­ти­ки в С.-Пе­терб. прак­тич. тех­но­ло­гич. ин-те и С.-Пе­терб. инж. ака­де­мии; в 1871 зав. ка­фед­рой ж.-д. де­ла в С.-Пе­терб. прак­тич. тех­но­ло­гич. ин-те (проф. с 1872).

В ре­зуль­та­те ис­сле­до­ва­ний тре­ния в ва­гон­ных под­шип­ни­ках за­ло­жил ос­но­вы гид­ро­ди­на­мич. тео­рии смаз­ки, сфор­му­ли­ро­вал за­кон тре­ния при смаз­ке. Эти во­про­сы из­ло­же­ны П. в тру­де «Тре­ние в ма­ши­нах и влия­ние на не­го сма­зы­ваю­щей жид­ко­сти» (1883) и по­сле­дую­щих ра­бо­тах. В тео­рии ме­ха­низ­мов им был раз­ра­бо­тан ме­тод очер­та­ния зуб­цов ци­лин­д­рич. ко­лёс ду­га­ми кру­га. Кро­ме то­го, П. ис­сле­до­вал ме­то­ды тя­го­вых рас­чё­тов по­ез­дов, дав­ле­ние ко­лёс на рель­сы и их проч­ность, на­пря­же­ния в ко­лёс­ных па­рах, дей­ст­вие тор­моз­ных сис­тем и др.

В 1888–92 П. – пред. Врем. управ­ле­ния ка­зён­ных же­лез­ных до­рог. При нём про­тя­жён­ность ка­зён­ных же­лез­ных до­рог воз­рос­ла вдвое, в их со­став во­шло неск. круп­ных ча­ст­ных до­рог: Риж­ско-Вя­зем­ская, Кур­ско-Харь­ко­во-Азов­ская, Мор­шан­ско-Сыз­ран­ская, Ли­ба­во-Ро­мен­ская, стро­ил­ся боль­шой тон­нель на За­кав­каз­ской ж. д., на­ча­лось строи­тель­ст­во же­лез­ной до­ро­ги в наи­бо­лее от­да­лён­ной ок­раи­не Рос­сии – в Ус­су­рий­ском крае. Под рук. П. на­ча­лось про­ек­ти­ро­ва­ние Транс­си­бир­ской ма­ги­ст­ра­ли. В 1892 ди­рек­тор Деп-та же­лез­ных до­рог Мин-ва пу­тей со­об­ще­ния и од­но­вре­мен­но пред. инж. со­ве­та. В 1892–1900 то­ва­рищ ми­ни­ст­ра пу­тей со­об­ще­ния. В 1896–1905 пред. Рус. тех­нич. об-ва. С 1900 чл. Гос. со­ве­та, в 1907–15 пред. 2-го Деп-та Гос. со­ве­та. По ини­циа­ти­ве П. соз­да­но Моск. инж. уч-ще ве­дом­ст­ва пу­тей со­об­ще­ния (Моск. ин-т ин­же­не­ров транс­пор­та – МИИТ).

Пр. им. М. В. Ло­мо­но­со­ва АН (1884). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Св. Вла­ди­ми­ра 2-й сте­пе­ни (1886), Св. Алек­сан­д­ра Нев­ско­го (1896), Св. Вла­ди­ми­ра 1-й сте­пе­ни (1905), Св. Апо­сто­ла Ан­д­рея Пер­во­зван­но­го (1915).

Вернуться к началу