Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШАХОВСКО́Й

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 718

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ШАХОВСКО́Й Алек­сандр Алек­сан­д­ро­вич [24.4(5.5).1777, по­ме­стье Без­за­бо­ты Смо­лен­ской губ. – 22.1(3.2).1846, Мо­ск­ва], князь, рус. пи­са­тель, те­ат­раль­ный дея­тель; чл. Рос. ака­де­мии (1810), поч. чл. Пе­терб. АН (1841). Из ро­да Ша­хов­ских. Окон­чил Бла­го­род­ный пан­си­он при Моск. ун-те (1792). Слу­жил в Пре­об­ра­жен­ском пол­ку (1793–1802). В 1802–26 чл. ре­пер­ту­ар­но­го к-та С.-Пе­терб. ди­рек­ции имп. те­ат­ров; в эти го­ды (с пе­ре­ры­ва­ми) ру­ко­во­дил пе­терб. дра­ма­тич. труп­пой и те­ат­раль­ным уч-щем. В 1811 ор­га­ни­зо­вал «Мо­ло­дую труп­пу», вы­сту­пав­шую с ко­ме­дий­ным ре­пер­туа­ром. В 1811–15 чл. «Бе­се­ды лю­би­те­лей рус­ско­го сло­ва». Квар­ти­ра Ш. в С.-Пе­тер­бур­ге («чер­дак Ша­хов­ско­го») во 2-й пол. 1810-х гг. ста­ла цен­тром лит. и те­ат­раль­ной жиз­ни, где бы­ва­ли А. С. Пуш­кин, П. А. Ка­те­нин, А. С. Гри­бое­дов и др. С 1826 жил в Мо­ск­ве. Де­бю­ти­ро­вал од­но­акт­ной ко­ме­ди­ей «Жен­ская шут­ка» (1795; не сохр.). Из­вест­ность при­нес­ла па­ро­ди­ро­вав­шая сен­ти­мен­та­лизм ко­ме­дия «Но­вый Стерн» (пост. в 1805, опубл. в 1807); боль­шой ус­пех имел пер­вый рус. во­де­виль – «Ка­зак-сти­хо­тво­рец» (пост. в 1812). Осо­бым при­зна­ни­ем поль­зо­ва­лась вос­соз­да­вав­шая па­но­ра­му жиз­ни свет­ско­го об­ще­ст­ва ко­ме­дия «Урок ко­кет­кам, или Ли­пец­кие во­ды» (1815). В ко­ме­дии «Не лю­бо – не слу­шай, а лгать не ме­шай» (1818) впер­вые в отеч. дра­ма­тур­гии ис­поль­зо­вал воль­ный стих. Ав­тор ис­то­рич. пьес, ко­ме­дий, во­де­ви­лей, тра­ге­дий, опер, ин­тер­ме­дий, сце­нич. пе­ре­де­лок и воль­ных пе­ре­во­дов про­из­ве­де­ний ев­роп. ав­то­ров; дра­ма Ш. «Хри­зо­ма­ния» (пост. в 1836) – пе­ре­дел­ка «Пи­ко­вой да­мы» Пуш­ки­на. Пье­сы Ш., на­пи­сан­ные мет­ким и афо­ри­стич­ным язы­ком, ори­ен­ти­ро­ван­ные на про­сто­ре­чие и от­ме­чен­ные за­ни­ма­тель­но­стью ин­три­ги, име­ли важ­ное зна­че­ние для фор­ми­ро­ва­ния рус. нац. ко­ме­дии, пред­вос­хи­щая твор­че­ст­во Гри­бое­до­ва.

Соч.: Со­чи­не­ния. СПб., 1898; Ко­ме­дии. Сти­хо­тво­ре­ния. Л., 1961.

Лит.: Шав­ры­гин С. М. Твор­че­ст­во А. А.Ша­хов­ско­го в ис­то­ри­ко-ли­те­ра­тур­ном про­цес­се 1800–1840-х го­дов. СПб., 1996; Ива­нов Д. А. Твор­че­ст­во А. А. Ша­хов­ско­го-ко­ме­дио­гра­фа: Тео­рия и прак­ти­ка на­цио­наль­но­го те­ат­ра. Тар­ту, 2009.

Вернуться к началу