Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЩУ́СЕВ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 193

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. В. Кейпен-Вардиц

ЩУ́СЕВ Алек­сей Вик­то­ро­вич [26.9(8.10). 1873, Ки­ши­нёв – 24.5.1949, Мо­ск­ва], рос. ар­хи­тек­тор, акад. пе­терб. АХ (1910), д. чл. АА СССР (1937) и АН СССР (1943). Учил­ся в 1891–97 в пе­терб. АХ у Л. Н. Бе­нуа. С 1901 вне­штат­ный ар­хи­тек­тор при кан­це­ля­рии обер-про­ку­ро­ра Свя­тей­ше­го Си­но­да. Глу­бо­ко изу­чив др.-рус. ар­хи­тек­ту­ру, Щ. сво­бод­но ком­по­но­вал за­им­ст­во­ван­ные из раз­ных ис­точ­ни­ков фор­мы и де­кор для соз­да­ния эмо­цио­наль­но и ху­до­же­ст­вен­но вы­ра­зи­тель­но­го об­раза в рам­ках эс­те­ти­ки мо­дер­на и не­орус­ско­го сти­ля. С хра­мо­вым зод­че­ст­вом свя­за­ны поч­ти все клю­че­вые про­из­ве­де­ния Щ. до­ре­во­люц. пе­рио­да: Тро­иц­кий со­бор По­ча­ев­ской лав­ры, Спас­ская цер­ковь в На­таль­ев­ке, По­кров­ский со­бор Мар­фо-Ма­ри­ин­ской оби­те­ли в Мо­ск­ве (все 1912), под­во­рье Па­ле­стин­ско­го пра­во­слав­но­го об-ва в Ба­ри (1913), храм-па­мят­ник Сер­гия Ра­до­неж­ско­го на Ку­ли­ко­вом по­ле (1917; см. илл. к ст. Ку­ли­ков­ская бит­ва 1380). Вос­ста­нов­ле­ние хра­ма Ва­си­лия Ве­ли­ко­го 12 в. в Ов­ру­че (за­вер­ше­но в 1911) сра­зу ста­ло об­раз­цом на­уч. рес­тав­ра­ции. В 1910-е гг. рас­ши­ри­лись ти­по­ло­гия про­ек­тов Щ. (учеб­ные за­ве­де­ния, му­зеи, бан­ки, до­ход­ные до­ма) и круг сти­ле­вых ори­ен­тиров: ба­рок­ко, ам­пир (стан­ции Мо­с­ков­ско-Ка­зан­ской ж. д., 1916), ср.-век. зап.-ев­роп. и ви­зант. зод­че­ст­во [храм Ми­хаи­ла Архан­ге­ла в Ку­гу­реш­тах (Мол­да­вия), 1916]. Но осн. по­строй­ки Щ. отсы­ла­ют к др.-рус. ар­хи­тек­ту­ре, в ча­ст­но­сти к на­рыш­кин­ско­му ба­рок­ко: рос. па­виль­он на 11-й би­ен­на­ле в Ве­не­ции (1913) и Ка­зан­ский во­кзал в Мо­ск­ве (1-я оче­редь, 1913–26, 2-я – 1940). По­сле со­ору­же­ния де­ре­вян­но­го (1924), а по­том ка­мен­но­го, в сти­ле ар де­ко (1930) Мав­зо­лея В. И. Ле­ни­на на Крас­ной пло­ща­ди дея­тель­ность Щ. при­об­ре­ла адм. и гра­до­стро­ит. раз­мах. Он воз­глав­лял ар­хит. мас­тер­скую Мос­со­ве­та, где соз­да­вал­ся ген­план «Но­вая Мо­ск­ва» (1918–1923), Треть­я­ков­скую га­ле­рею (1926–1929), к зда­нию ко­то­рой по про­ек­ту В. М. Вас­не­цо­ва Щ. при­стро­ил но­вый кор­пус, 2-ю ар­хит.-про­ект­ную мас­тер­скую Мос­со­ве­та (1932–37).

В ду­хе кон­ст­рук­ти­виз­ма Щ. по­строе­ны жи­лой дом МХАТа (1928), Нар­ко­мат зем­ле­де­лия (1933) и Ме­ха­нич. ин-т им. М. В. Ло­мо­но­со­ва (1934) в Мо­ск­ве. Щ. ото­звал­ся на по­во­рот сов. ар­хи­тек­ту­ры от аван­гар­диз­ма к тра­ди­ции, пе­реде­лав про­ект гос­ти­ни­цы «Мо­ск­ва» Л. И. Са­вель­е­ва и О. А. Стап­ра­на (1-я оче­редь, 1935, 2-я – 1937–38), при­дав её об­ли­ку и ин­терь­е­рам чер­ты ар де­ко. Сре­ди по­стро­ек Щ. 2-й пол. 1930–1940-х гг. – в осн. круп­ные об­ществ. и адм. зда­ния для АН СССР (в 1938 он воз­гла­вил «Ака­дем­про­ект», ар­хит.-про­ект­ную мас­тер­скую АН СССР), вы­пол­нен­ные в ори­ги­наль­ной трак­тов­ке тра­диц. клас­сич. форм: жи­лой дом ГАБТа (1935), «по­лу­круг­лый» жи­лой дом Сою­за сов. ар­хи­тек­то­ров (1936), Мо­ск­во­рец­кий мост (1938), ин-ты АН СССР – ге­не­ти­ки (1938–39), ор­га­нич. хи­мии, ме­тал­лур­гии (оба 1951; все – в Мо­ск­ве), гл. зда­ние АН Ка­зах. ССР в Ал­ма-Ате (1957). Бо­лее ла­ко­нич­ны­ми вы­гля­дят в этом ря­ду жи­лой дом АН СССР (1939), гл. зда­ние МГБ на Лу­бян­ской пл. (1947; оба – в Мо­ск­ве).

Щ. вы­пол­нил про­ек­ты вос­ста­нов­ле­ния и но­вой за­строй­ки Ис­т­ры (1942), Нов­го­ро­да (1944–45) и Ста­лин­гра­да (1944), Ту­ап­се (1945), вос­ста­нов­ле­ния Пул­ковской об­сер­ва­то­рии под С.-Пе­тер­бур­гом (1944). Для со­хра­не­ния, изу­че­ния и рес­тав­ра­ции по­стра­дав­ших в вой­ну па­мят­ни­ков уси­лия­ми Щ. был соз­дан Му­зей рус. ар­хи­тек­ту­ры (1946), он же был на­зна­чен его пер­вым ди­рек­то­ром. Став­шее воз­мож­ным в 1940-е гг. ши­ро­кое об­ра­ще­ние к тра­ди­ции по­зво­ли­ло Щ. вер­нуть­ся к ис­поль­зо­ва­нию нац. форм: зда­ния Ин-та Мар­кса – Эн­гель­са – Ле­ни­на в Тби­ли­си (1941) и Гос. ака­де­мич. те­ат­ра опе­ры и ба­ле­та им. А. На­вои в Таш­кен­те (1947), стан­ция мет­ро «Ком­со­моль­ская-коль­це­вая» в Мо­ск­ве (1950, от­кры­та в 1952). Ре­кон­ст­руи­ро­вал сар­ко­фаг В. И. Ле­ни­на в Мав­зо­лее (1946). В фор­мах рус. зод­че­ст­ва спро­ек­ти­ро­вал гл. зда­ние АН СССР (ва­ри­ан­ты, 1935–49) и гос­ти­ни­цу «Бо­ро­ди­но» (1947) (не осу­щест­вле­ны). Раз­ра­ба­ты­вав­шие­ся Щ. вы­сот­ные ярус­ные ком­по­зи­ции по мо­ти­вам рус. хра­мо­вой ар­хи­тек­ту­ры прив­не­се­ны его уче­ни­ком Д. Н. Че­чу­ли­ным в кон­цеп­цию строи­тель­ст­ва в Мо­ск­ве т. н. ста­лин­ских вы­со­ток (1947–57). Гос. пр. СССР (1941, 1946, 1948, 1952). На­граж­дён ор­де­ном Ле­ни­на (1947).

Лит.: Со­ко­лов Н. Б. А. В. Щу­сев. М., 1952; Дру­жи­ни­на-Ге­ор­ги­ев­ская Е. В., Корн­фельд Я.А. Зод­чий А. В. Щу­сев. М., 1955; Афа­нась­ев К. Н. А. В. Щу­сев. М., 1978; Жу­рав­лев А. М. А. В. Щу­сев // Зод­чие Мо­ск­вы ХХ в. М., 1988; А. Щу­сев: До­ку­мен­ты и ма­те­риа­лы. М., 2011; Щу­сев П. В. Стра­ни­цы из жиз­ни ака­де­ми­ка А. В. Щу­се­ва. М., 2011; Кей­пен-Вар­диц Д. В. Хра­мо­вое зод­че­ст­во А. В. Щу­се­ва. М., 2013.

Вернуться к началу