Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Э́РМЛЕР

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 439-440

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин

Э́РМЛЕР Фрид­рих Мар­ко­вич (наст. имя, от­че­ст­во и фа­ми­лия Вла­ди­мир Мар­ко­вич Бре­слав) [1(13).5.1898, Ре­жи­ца Ви­теб­ской губ., ны­не Ре­зек­не, Лат­вия – 12.7.1967, пос. Ко­ма­ро­во Ле­нингр. обл.; по­хо­ро­нен в С.-Пе­тер­бур­ге], рос. ре­жис­сёр, засл. де­ят. ис­кусств (1940), нар. арт. СССР (1948). Отец М. Ф. Эрм­ле­ра. В 1917–22 слу­жил в РККА, за­тем в ЧК. В 1923–1924 учил­ся на ак­тёр­ском от­де­лении Ле­нингр. ин-та эк­ран­но­го иск-ва. В 1924 сре­ди ор­га­ни­за­то­ров Ки­но­экс­пе­ри­мен­таль­ной мас­тер­ской (КЭМ), где совм. с Э. Ю. Ио­ган­соном снял свои пер­вые филь­мы – экс­цен­трич. агит­ку «Скар­ла­ти­на» (1924) и ге­рои­ко-при­клю­ченч. ф. «Де­ти бу­ри» (1926). В тя­го­тев­ших к ка­мер­но­му бы­то­пи­са­тель­ст­ву лен­тах «Кать­ка – Бу­маж­ный Ра­нет» (1926, совм. с Ио­ган­со­ном), «Дом в суг­ро­бах» и «Па­риж­ский са­пож­ник» (обе 1928) про­яви­лись вни­ма­ние к де­та­ли и про­ду­ман­ная ра­бо­та с ак­тёром. В ф. «Об­ло­мок им­пе­рии» (1929) Э. оп­ро­бо­вал сти­ли­сти­ку экс­прес­сио­ни­стич. ки­но­пла­ка­та, от­час­ти в этом же клю­че (рез­кий, ост­ро­мон­таж­ный стиль че­ре­до­вал­ся с по­ве­ст­во­ва­тель­ной фор­мой) ре­шив про­из­водств. ки­но­по­весть «Встреч­ный» (1932, совм. с С. И. Ют­ке­ви­чем). В яр­кой, тем­пе­ра­мент­ной ма­не­ре сня­ты со­ци­аль­ные дра­мы о вре­ди­тель­ст­ве – «Кре­сть­я­не» (1935; пр. Мкф в Мо­ск­ве) и «Ве­ли­кий гра­ж­да­нин» (1938–39; Гран-при Мкф в Кан­не; Гос. пр. СССР, 1941), бла­го­да­ря ко­то­рым Э. при­чис­лен к клас­си­кам со­циа­ли­сти­че­ско­го реа­лиз­ма. Ши­ро­кое при­зна­ние по­лу­чил ф. «Она за­щи­ща­ет Ро­ди­ну» (1943; Гос. пр. СССР, 1946). В 1946 по­ста­вил «фильм-дис­пут» – дра­му «Ве­ли­кий пе­ре­лом» (Гос. пр. СССР; пр. Мкф в Кан­не), вскры­ваю­щую слож­ные взаи­мо­от­но­ше­ния в сов. ге­не­ра­ли­те­те во вре­мя Вел. Отеч. вой­ны. Сре­ди др. филь­мов: «Ве­ли­кая си­ла» (1950; Гос. пр. СССР, 1951), «Зва­ный ужин» (1953, вы­шел на эк­ра­ны в 1962), «Не­окон­чен­ная по­весть» (1955), «День пер­вый» (1958), «Из Нью-Йор­ка в Яс­ную По­ля­ну» (1962), «Пе­ред су­дом ис­то­рии» (1965). На­гра­ж­дён ор­де­ном Ле­ни­на (1935).

Соч.: [В кн.:] Как я стал ре­жис­се­ром. М., 1946; День ро­ж­де­ния // Ис­кус­ст­во ки­но. 1957. № 10.

Лит.: Ко­вар­ский Н. А. Ф. Эрм­лер. М., 1941; Эй­зен­штейн С. М. Три ре­жис­се­ра. Ху­дож­ник-боль­ше­вик // Ис­кус­ст­во ки­но. 1941. № 5; Са­мой­лов А. Ф. Эрм­лер. Л., 1970; Ф. Эрм­лер: до­ку­мен­ты, ста­тьи, вос­по­ми­на­ния. Л., 1974.

Вернуться к началу