Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭКК

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 260

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин

ЭКК Ни­ко­лай Вла­ди­ми­ро­вич (наст. имя, от­че­ст­во и фам. Юрий Ви­таль­е­вич Ива­кин) [1(14).6.1902, по др. дан­ным, 15.9.1896 – 13.7.1976, Мо­ск­ва], рос. ре­жис­сёр, засл. де­ят. ис­кусств РСФСР (1973). В 1921 окон­чил «Мас­тер­скую ком­му­ни­стич. дра­ма­тур­гии» в Мо­ск­ве, в 1928 – Гос. тех­ни­кум ки­не­ма­то­гра­фии. В 1921–1927 ак­тёр и ре­жис­сёр-ла­борант Те­ат­ра им. Вс. Мей­ер­холь­да, ру­ко­во­ди­тель драм­круж­ков в разл. клу­бах Мо­ск­вы. Как ре­жис­сёр де­бю­ти­ро­вал в 1930 ко­рот­ко­мет­раж­ным са­ти­рич. аги­тац. ф. «Как на­до и как не на­до». Де­бют в пол­но­мет­раж­ном ки­но – ф. «Пу­тёв­ка в жизнь» (1931, Гран-при Мкф в Ве­не­ции) при­нёс ре­жис­сё­ру ме­ж­ду­нар. сла­ву и ши­ро­кий зри­тель­ский ус­пех. В 1936 по­ста­вил пер­вый отеч. пол­но­мет­раж­ный цвет­ной ф. «Гру­ня Кор­на­ко­ва». Кар­ти­ны Э. от­ли­ча­ют­ся тя­гой к рез­кой, экс­прес­сив­ной фор­ме, ис­поль­зо­ва­нию на­ту­ра­ли­стич. кра­сок, об­ла­да­ют свое­об­раз­ным нерв­ным рит­мом, под­чёр­ки­ваю­щим ди­ко­ва­тость и мрач­ность про­ис­хо­дя­ще­го. По­сле за­вер­ше­ния цвет­ной эк­ра­ни­за­ции «Со­ро­чин­ской яр­мар­ки» Н. В. Го­го­ля (1939) Э. по­пал в опа­лу, свя­зан­ную с его при­ча­ст­но­стью к Бе­ло­му дви­же­нию. Возоб­но­вил проф. дея­тель­ность в нач. 1960-х гг. В 1967 по­ста­вил пер­вый сов. сте­рео­ско­пич. фильм, яв­ляю­щий­ся пред­те­чей отеч. го­ло­гра­фии, – «Че­ло­век в зе­лё­ной пер­чат­ке». Сре­ди др. филь­мов: до­ку­мен­таль­ный «Кар­на­вал цве­тов» (1935), те­ле­фильм- кон­церт «Ко­гда идёт снег…» (1962), ко­рот­ко­мет­раж­ный «Ма­моч­ка и… …два трут­ня» (1963). Ав­тор сце­на­ри­ев не­ко­то­рых сво­их филь­мов.

Лит.: Фрей­лих С. Н. Экк // 20 ре­жис­сер­ских био­гра­фий. М., 1971.

Вернуться к началу