Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШИМАНО́ВСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 30

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Архив БРЭ

ШИМАНО́ВСКИЙ (Szymanowski) Ка­роль [21.9(3.10).1882, дер. Ти­мо­шов­ка, ны­не Чер­кас­ской обл., Ук­раи­на – 29.3.1937, Ло­зан­на, Швей­ца­рия], польск. ком­по­зи­тор, пиа­нист. Круп­ней­ший польск. ком­по­зи­тор по­сле Ф. Шо­пе­на. Иг­ре на фп. учил­ся у от­ца – пиа­ни­ста Ста­ни­сла­ва Кор­вин-Ши­ма­нов­ско­го, за­тем в муз. шко­ле в Ели­савет­гра­де (ны­не Ки­ро­во­град). С 1901 в Вар­ша­ве, учил­ся у М. За­вир­ско­го (гар­мо­ния) и З. Нос­ков­ско­го (ком­по­зи­ция, кон­тра­пункт). В 1905 во­шёл в груп­пу ком­по­зи­то­ров «Мо­ло­дая Поль­ша» (вме­сте с Г. Фи­тель­бер­гом, М. Кар­ло­ви­чем и др.), боль­шой ус­пех Ш. при­нес­ло пуб­лич­ное ис­пол­не­ние его со­чи­не­ний в 1906. С это­го вре­ме­ни он мно­го вы­сту­пал как пиа­нист в стра­нах Ев­ро­пы, в т. ч. со свои­ми про­из­ве­де­ния­ми. Ран­ние со­чи­не­ния близ­ки сти­лю Шо­пе­на, позд­нее Ш. ис­пы­тал влия­ние Х. Воль­фа (во­каль­ная му­зы­ка), Р. Штрау­са (опе­ра «Ха­гит», по дра­ме Ф. Дёр­ма­на, соч. 1913, пост. в 1922, Вар­ша­ва). В нач. 1910-х гг. со­вер­шил неск. пу­те­ше­ст­вий (Юж. Ита­лия, Сев. Аф­ри­ка), впе­чат­ле­ния от ко­то­рых от­ра­зи­лись в ря­де со­чи­не­ний. В го­ды 1-й ми­ро­вой вой­ны жил пре­им. в Ти­мо­шов­ке, в твор­че­ст­ве это­го пе­рио­да раз­вил гар­мо­нич. на­ход­ки К. Де­бюс­си и М. Ра­ве­ля, объ­е­ди­нил свой­ст­вен­ный им­прес­сио­ни­стам ин­те­рес к Вос­то­ку с экс­та­тич­но­стью в ду­хе А. Н. Скря­би­на: сре­ди со­чи­не­ний – 3-я сим­фо­ния «Песнь о но­чи» (с со­лис­том и хо­ром, на сти­хи Т. Ми­цинь­ско­го по мо­ти­вам по­эзии Джа­лал ад-Ди­на Ру­ми, 1916); 1-й скри­пич­ный кон­церт (1916); во­каль­ные цик­лы «Лю­бов­ные пес­ни Ха­фи­за» (1914), «Пес­ни бе­зум­но­го му­эд­зи­на» (1918); фп. цик­лы «Ме­то­пы» (1915), «Мас­ки» (1916). С 1919 Ш. жил пре­им. в Вар­ша­ве, из­ме­не­ние творч. ма­не­ры во мно­гом свя­за­но с изу­че­ни­ем им польск. муз. фольк­ло­ра, вслед за Б. Бар­то­ком и И. Ф. Стра­вин­ским Ш. трак­то­вал его в ду­хе не­офольк­ло­риз­ма. Нар. му­зы­ку гу­ра­лов ис­поль­зо­вал в ба­ле­те с пе­ни­ем «Раз­бой­ни­ки» (1934, Пра­га), 2-м скри­пич­ном кон­цер­те (1933) и др. В чис­ле наи­бо­лее зна­чи­мых со­чи­не­ний 1920–30-х гг.: опе­ра «Ко­роль Ро­гер» [на либр. Я. Иваш­ке­ви­ча и Ш.; 1926, Вар­ша­ва; 1-я ис­пол­ни­тель­ни­ца пар­тии Рок­са­ны – се­ст­ра Ш., со­пра­но Ста­ни­сла­ва Ши­ма­нов­ская-Кор­вин (1881–1938)], «Stabat mater» (текст в польск. пер., 1926), «Ли­та­ния Де­ве Ма­рии» (2 пес­ни для со­пра­но, хо­ра и ор­ке­ст­ра на сло­ва Е. Ли­бер­та, 1933), 20 ма­зу­рок (1924–26), об­ра­бот­ки нар. пе­сен кур­пов (см. в ст. Ма­зу­ры). В 1920-е гг. Ш. два­ж­ды га­ст­ро­ли­ро­вал в США с П. Ко­хань­ским и Ар­ту­ром Ру­бин­штей­ном; в 1922 в Па­ри­же с ус­пе­хом про­шёл его пер­вый ав­тор­ский кон­церт. В ря­де ев­роп. стран ис­пол­нил фп. пар­тию сво­его са­мо­го круп­но­го со­чи­не­ния с со­ли­рую­щим фп. – 4-й сим­фо­нии (соч. 1932). В 1927–29 и 1930–1932 рек­тор Вар­шав­ской кон­сер­ва­то­рии.

Лит.: К. Ши­ма­нов­ский. Вос­по­ми­на­ния, ста­тьи, пуб­ли­ка­ции. М., 1984; Chylińska T. K. Szy­manowski i jego epoka. Kraków, 2008. T. 1–3.

Вернуться к началу