Российская Федерация

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 404-407

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шубин

Российская Федерация

Курс «шоковой терапии»

По­сле рас­па­да СССР Рос­сия ста­ла су­ве­рен­ным го­су­дар­ст­вом, субъ­ек­том ме­ж­ду­на­род­но­го пра­ва, пра­во­пре­ем­ни­ком СССР. Ли­к­ви­да­ция преж­ней сис­те­мы управ­ле­ния усу­гу­би­ла эко­но­ми­че­ский кри­зис. Не­оп­ре­де­лён­ность со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ской си­туа­ции за­став­ля­ла про­из­во­ди­те­лей соз­да­вать то­вар­ные за­па­сы, что прак­ти­че­ски па­ра­ли­зо­ва­ло по­тре­би­тель­ский ры­нок. В этих ус­ло­ви­ях боль­шин­ст­во гра­ж­дан под­дер­жи­ва­ло идею ра­ди­каль­ных пре­об­ра­зо­ва­ний, ко­то­рые вы­ве­ли бы стра­ну из со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го кри­зиса.

Ре­фор­мы на­ча­лись с ли­бе­ра­ли­за­ции цен в янв. 1992, что при­ве­ло к на­пол­не­нию внут­рен­не­го рын­ка про­до­воль­ст­вен­ны­ми и про­мыш­лен­ны­ми то­ва­ра­ми. Од­на­ко за год це­ны вы­рос­ли в де­сят­ки раз. Бо́льшая часть на­се­ле­ния по­лу­ча­ла ми­зер­ные зар­пла­ты и пен­сии, а де­неж­ные на­ко­п­ле­ния обес­це­ни­лись. Раз­ру­ша­лись ос­тав­шие­ся без гос. фи­нан­си­ро­ва­ния сис­те­мы бес­плат­ной ме­ди­ци­ны, об­ра­зо­ва­ния и нау­ки. Рос­сия столк­ну­лась с без­ра­бо­ти­цей. Всё это ве­ло к мас­со­во­му об­ни­ща­нию на­се­ле­ния.

Ин­фля­ция соз­да­ва­ла ус­ло­вия для фи­нан­со­вых спе­ку­ля­ций, фор­ми­ро­ва­ния круп­ных ка­пи­та­лов за счёт по­лу­че­ния гос. кре­ди­тов. Ус­та­нов­ле­ние де­ло­вых свя­зей но­вых пред­при­ни­ма­тель­ских сло­ёв с чи­нов­ни­че­ст­вом вы­зва­ло рез­кий рост кор­руп­ции. Не­смот­ря на объ­яв­лен­ную сво­бо­ду тор­гов­ли, вы­со­кое на­ло­го­об­ло­же­ние пре­пят­ст­во­ва­ло фор­ми­ро­ва­нию сво­бод­но­го рын­ка и ве­ло к со­кры­тию до­хо­дов от го­су­дар­ст­ва.

Рубль на тер­ри­то­рии Рос­сии стал свобод­но об­ме­ни­вать­ся на ино­стран­ную ва­лю­ту. В ус­ло­ви­ях бы­ст­рой ин­фля­ции аме­ри­кан­ский дол­лар пре­вра­тил­ся в осн. сред­ст­во на­ко­п­ле­ния. Ли­бе­ра­ли­за­ция та­мо­жен­но­го ре­жи­ма спо­соб­ст­вова­ла уве­ли­че­нию объ­ё­мов им­пор­та из Ев­ро­пы и США, вы­тес­няв­ше­го не­кон­ку­рен­то­спо­соб­ных отеч. про­из­во­ди­те­лей. На­рас­та­ние не­пла­те­жей пред­при­ятий дес­та­би­ли­зи­ро­ва­ло нор­маль­ный то­ва­ро­об­мен. Де­неж­ная оп­ла­та за­ме­ня­лась бар­те­ром. Ин­ве­сти­ро­ва­ние средств в про­из­вод­ст­во ста­ло не­вы­год­ным, вы­со­кую при­быль при­но­си­ли лишь фи­нан­со­вые опе­ра­ции и вы­воз сы­рья за ру­беж.

3.7.1991 Вер­хов­ным Со­ве­том РСФСР был при­нят За­кон о при­ва­ти­за­ции го­су­дар­ст­вен­ных и му­ни­ци­паль­ных пред­при­ятий и на его ос­но­ве ут­вер­жде­на Про­грам­ма при­ва­ти­за­ции. Од­на­ко фак­ти­че­ски при­ва­ти­за­ция по­шла по дру­го­му пу­ти: 14.8.1992 был при­нят Указ Пре­зи­ден­та РФ о при­ва­ти­за­ции (про­во­ди­лась под ру­ко­во­дством зам. пред­се­да­те­ля пра­ви­тель­ст­ва А. Б. Чу­бай­са). Каж­дый гра­ж­да­нин Рос­сии по­лу­чил при­вати­за­ци­он­ный чек (вау­чер). Пра­ви­ла при­ва­ти­за­ции пре­ду­смат­ри­ва­ли льго­ты тру­до­вым кол­лек­ти­вам (по­след­ние фак­ти­че­ски бы­ли пред­став­ле­ны ад­ми­ни­ст­ра­ци­ей пред­при­ятий). Часть ак­ций пе­ре­да­ва­лась дер­жа­те­лям па­ке­тов вау­че­ров. Че­ки ску­па­лись у на­се­ле­ния по не­зна­чи­тель­ной це­не че­ко­вы­ми фон­да­ми и ча­ст­ны­ми ли­ца­ми. В 1992–93 бы­ло раз­го­су­дар­ст­вле­но бо­лее по­ло­ви­ны пред­при­ятий. Воз­ник об­шир­ный ча­ст­ный сек­тор, ко­то­рый кон­тро­ли­ро­вал­ся фи­нан­со­вы­ми струк­ту­ра­ми, тес­но свя­зан­ны­ми с бю­ро­кра­ти­ей, те­не­вым и ино­стран­ным ка­пи­та­лом (см. так­же ст. Ис­то­ри­че­ский очерк в раз­де­ле Эко­но­ми­ка).

Кар­ди­наль­но из­ме­ни­лась струк­ту­ра рос. об­ще­ст­ва. От ре­форм по­стра­да­ли со­ци­аль­ные слои и груп­пы, свя­зан­ные с ре­аль­ным про­из­вод­ст­вом и бюд­жет­ной сфе­рой, в т. ч. сред­ние слои, под­дер­жи­вав­шие пре­об­ра­зо­ва­ния. Пра­вя­щая эли­та фор­ми­ро­ва­лась в ре­зуль­та­те слия­ния бю­ро­кра­тии и круп­но­го биз­не­са (в осн. вы­ход­цев из преж­ней пар­тий­ной и ком­со­моль­ской но­менк­ла­ту­ры), что пре­д­опре­де­ля­ло вы­со­кую сте­пень мо­но­по­ли­за­ции и бю­ро­кра­ти­за­ции рос. ка­пи­та­лиз­ма.

Нарастание политической конфронтации

Ра­ди­каль­ные эко­но­ми­че­ские ре­фор­мы обо­ст­ри­ли со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ские про­ти­во­ре­чия. На­ча­лись мас­со­вые ак­ции про­тес­та, ор­га­ни­за­то­ра­ми ко­то­рых ста­ли ком­му­ни­сты. Уча­ст­ни­ки ми­тин­гов тре­бо­ва­ли вос­ста­нов­ле­ния СССР и вла­сти ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии. Часть об­ще­ст­ва, ра­нее под­дер­жи­вав­шая де­мо­кра­ти­че­ское дви­же­ние, те­перь вы­сту­па­ла про­тив ре­форм. На­ча­лось сбли­же­ние «пат­рио­тов» и «де­мо­кра­тов» и об­ра­зо­ва­ние оп­по­зи­ци­он­ных ор­га­ни­за­ций, вклю­чав­ших по­ли­ти­ков разл. идей­ной ори­ен­та­ции (Фронт на­цио­наль­но­го спа­се­ния и др.). Сто­рон­ни­ки ре­форм так­же про­во­ди­ли мно­го­ты­сяч­ные улич­ные ма­ни­фе­ста­ции. Фе­де­ра­ция не­за­ви­си­мых проф­сою­зов Рос­сии (ФНПР) и цен­три­ст­ские по­ли­ти­че­ские ор­га­ни­за­ции («Гра­ж­дан­ский со­юз» и др.) вы­сту­па­ли за ос­лаб­ле­ние гра­ж­дан­ско­го про­ти­во­стоя­ния и со­ци­аль­ную пе­ре­ори­ен­та­цию ре­форм.

Проблема сепаратизма

Про­цес­сы де­зин­те­гра­ции Рос­сии, воз­ник­шие в пе­ри­од рас­па­да СССР, про­дол­жа­ли на­рас­тать. Про­воз­гла­ше­ние су­ве­ре­ни­те­та ав­то­ном­ны­ми рес­пуб­ли­ка­ми по­бу­ди­ло ос­таль­ные ре­гио­ны до­би­вать­ся при­зна­ния их рав­но­прав­ны­ми субъ­ек­та­ми Фе­де­ра­ции. В ус­ло­ви­ях уг­ро­зы рас­па­да госу­дар­ст­ва ру­ко­во­дство Рос­сии вы­нуж­дено бы­ло ис­кать но­вую фор­му фе­де­ратив­но­го уст­рой­ст­ва. Ва­ри­ант по­лити­че­ско­го ком­про­мис­са был най­ден в подпи­са­нии 31.3.1992 Фе­де­ра­тив­но­го до­го­во­ра ме­ж­ду фе­де­раль­ным цен­тром и ре­гио­на­ми, ко­то­рый от­час­ти смяг­чил де­зин­те­гра­ци­он­ные тен­ден­ции.

Не­уре­гу­ли­ро­ван­ность эт­но­по­ли­ти­че­ских от­но­ше­ний край­не не­га­тив­но от­ра­зи­лась на раз­ви­тии по­ли­ти­че­ской си­туа­ции в ря­де ав­то­ном­ных рес­пуб­лик. Так, в Че­чен­ской Рес­пуб­ли­ке к вла­сти при­шли се­па­ра­ти­ст­ские си­лы, ко­то­рые ли­к­ви­ди­ро­ва­ли ос­но­вы гос. уст­рой­ст­ва, от­ме­ни­ли кон­сти­ту­ци­он­ные га­ран­тии прав гра­ж­дан. Не­спо­соб­ность цен­траль­ной вла­сти раз­ре­шить си­туа­цию, сло­жив­шую­ся в Че­чен­ской Рес­пуб­ли­ке, мир­ным пу­тём при­ве­ла в 1994 к за­тяж­но­му во­ору­жён­но­му кон­флик­ту ме­ж­ду фе­де­раль­ны­ми вой­ска­ми и че­чен­ски­ми во­ору­жён­ны­ми фор­ми­ро­ва­ния­ми.

Конституционный кризис

Рас­кол в об­ще­ст­ве вёл к раз­ме­же­ва­нию в по­ли­тиче­ской эли­те. Про­тив по­ли­ти­ки и. о. пред­се­да­те­ля пра­ви­тель­ст­ва Е. Т. Гай­да­ра уже на пер­вом эта­пе ре­форм вы­сту­пи­ли пред­се­да­тель Вер­хов­но­го Со­ве­та Р. И. Хас­бу­ла­тов и ви­це-пре­зи­дент А. В. Руц­кой. Но Пре­зи­дент РФ Б. Н. Ель­цин твёр­до от­стаи­вал курс пра­ви­тель­ства, что вско­ре при­ве­ло к ост­ро­му конфлик­ту ме­ж­ду пре­зи­ден­том и пар­ламен­том. Про­ти­во­стоя­ние ме­ж­ду ис­пол­ни­тель­ной и за­ко­но­да­тель­ной вла­стью раз­во­ра­чи­ва­лось и в ре­гио­нах.

К кон. 1992 в об­ще­ст­ве сло­жи­лось убе­ж­де­ние, что ре­фор­мы не при­нес­ли обе­щан­ных ре­зуль­та­тов. Ме­ж­ду тем Ель­цин пред­ло­жил 7-му съез­ду на­род­ных де­пу­та­тов РФ (1–15.12.1992) ут­вер­дить кан­ди­да­ту­ру Гай­да­ра в ка­че­ст­ве пред­се­да­те­ля пра­ви­тель­ст­ва. Боль­шин­ст­во де­пу­та­тов про­го­ло­со­ва­ло «про­тив» и вне­сло в Кон­сти­ту­цию по­прав­ки, ог­ра­ни­чи­ваю­щие власть пре­зи­ден­та. 11– 14.12.1992 при по­сред­ни­че­ст­ве Кон­сти­ту­ци­он­но­го су­да был дос­тиг­нут ком­про­мисс: пол­но­мо­чия пре­зи­ден­та вос­ста­нав­ли­ва­лись, на апр. 1993 на­зна­чал­ся ре­фе­рен­дум о до­ве­рии пре­зи­ден­ту и съез­ду. Под дав­ле­ни­ем де­пу­та­тов пре­зи­дент от­пра­вил Гай­да­ра в от­став­ку. Пред­се­да­те­лем пра­ви­тель­ст­ва стал В. С. Чер­но­мыр­дин, ко­то­рый про­дол­жил преж­ний курс.

Стре­мясь ос­та­но­вить ра­ди­каль­ные ли­бе­раль­ные ре­фор­мы, боль­шин­ст­во де­пу­та­тов пе­ре­ста­ло под­дер­жи­вать пре­зи­дент­ские за­ко­но­про­ек­ты. Ель­цин, в свою оче­редь, ре­шил ли­к­ви­ди­ро­вать Съезд на­род­ных де­пу­та­тов и из­бран­ный им Вер­хов­ный Со­вет. Для это­го тре­бо­ва­лось из­ме­нить Кон­сти­ту­цию, что бы­ло воз­мож­но толь­ко с со­гла­сия съез­да. Воз­ник кон­сти­ту­ци­он­ный кри­зис.

Про­шед­ший 25.4.1993 ре­фе­рен­дум о до­ве­рии пре­зи­ден­ту и съез­ду дал сле­дую­щие ре­зуль­та­ты: из 64% из­би­ра­те­лей, ко­то­рые при­шли го­ло­со­вать, 58,7% до­ве­ря­ли пре­зи­ден­ту; 53% до­ве­ря­ли так­же со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­му кур­су; за пе­ре­вы­бо­ры пре­зи­ден­та вы­ска­за­лись 49,5%, пар­ла­мен­та – 67,2%. Опи­ра­ясь на ито­ги ре­фе­рен­ду­ма, Ель­цин со­звал Кон­сти­ту­ци­он­ное со­ве­ща­ние с це­лью раз­ра­бот­ки но­вой Кон­сти­ту­ции. По ря­ду во­про­сов уда­лось дос­тичь ком­про­мис­са, од­на­ко со­хра­ня­лись раз­но­гла­сия по важ­ней­шей про­бле­ме – со­от­но­ше­нию пол­но­мо­чий пре­зи­ден­та и пар­ла­мен­та.

21.9.1993 пре­зи­дент из­дал Указ №1400 «О по­этап­ной кон­сти­ту­ци­он­ной ре­фор­ме в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции», со­глас­но ко­то­ро­му Съезд на­род­ных де­пу­та­тов рас­пус­кал­ся, а на дек. 1993 на­зна­ча­лись вы­бо­ры в но­вый пар­ла­мент и ре­фе­рен­дум по про­ек­ту Кон­сти­ту­ции. Вер­хов­ный Со­вет, на­хо­див­ший­ся в Бе­лом до­ме, от­ка­зал­ся под­чи­нить­ся Ука­зу пре­зи­ден­та, по­сколь­ку он про­ти­во­ре­чил дей­ст­во­вав­шей в тот пе­ри­од Кон­сти­ту­ции. Ква­ли­фи­ци­ро­вав дей­ст­вия Ель­ци­на как гос. пе­ре­во­рот, Вер­хов­ный Со­вет объ­я­вил об от­стра­не­нии пре­зи­ден­та от вла­сти и на­зна­чил ис­пол­няю­щим обя­зан­но­сти пре­зи­ден­та Руц­ко­го. Ком­про­мисс­ное ре­ше­ние Кон­сти­ту­ци­он­но­го су­да об од­но­вре­мен­ном про­ве­де­нии пре­зи­дент­ских и пар­ла­мент­ских вы­бо­ров бы­ло от­кло­не­но Ель­ци­ным. По­пыт­ки пре­одо­леть кри­зис пу­тём пе­ре­го­во­ров ока­за­лись без­ус­пеш­ны­ми. За­тя­нув­ший­ся кон­фликт при­вёл к бло­ка­де Бе­ло­го до­ма ми­ли­цией. Обо­ро­ну Бе­ло­го до­ма воз­гла­ви­ли Руц­кой и пред­се­да­тель Вер­хов­но­го Со­ве­та Хас­бу­ла­тов. 2–3 окт. про­изош­ли воо­ру­жён­ные столк­но­ве­ния ме­ж­ду сто­рон­ни­ка­ми Вер­хов­но­го Со­ве­та и си­ла­ми МВД. За­щит­ни­ки Бе­ло­го до­ма за­хва­ти­ли зда­ние мэ­рии, пы­та­лись с по­мо­щью ору­жия ов­ла­деть Цен­траль­ным те­ле­ви­де­ни­ем в Ос­тан­ки­не. 4 окт. в ре­зуль­та­те оса­ды и тан­ко­во­го об­стре­ла Бе­лый дом пал, ли­де­ры Вер­хов­но­го Со­ве­та аре­сто­ва­ны. В ок­тябрь­ских столк­но­ве­ни­ях, по офи­ци­аль­ным дан­ным, по­гиб­ло ок. 140 че­ло­век.

Принятие Конституции 1993

По­бе­да в воо­ру­жён­ном столк­но­ве­нии с Вер­хов­ным Со­ве­том, опи­рав­шим­ся на преж­нюю Кон­сти­ту­цию, по­зво­ли­ла Ель­ци­ну и его сто­рон­ни­кам до­бить­ся при­ня­тия но­во­го Ос­нов­но­го за­ко­на. 12.12.1993 бы­ло про­ве­де­но все­на­род­ное го­ло­со­ва­ние по про­ек­ту Кон­сти­ту­ции. В нём при­ня­ли уча­стие 54,8% из­би­ра­те­лей, из ко­то­рых за при­ня­тие Кон­сти­ту­ции вы­ска­за­лись 58,4% го­ло­со­вав­ших, про­тив – 41,6%. Го­ло­со­ва­ние не про­во­ди­лось в Та­тар­ста­не, Чеч­не и Че­ля­бин­ской об­лас­ти.

Од­но­вре­мен­но с го­ло­со­ва­ни­ем по Кон­сти­ту­ции бы­ли про­ве­де­ны пер­вые вы­боры в но­вую Гос. ду­му. В пар­ла­мент про­шли по ито­гам го­ло­со­ва­ния по пар­тий­ным спи­скам: Ли­бе­раль­но-де­мо­кра­ти­че­ская пар­тия Рос­сии (ЛДПР) – 21,7%, блок «Вы­бор Рос­сии» – 14,33%, Ком­му­ни­сти­че­ская пар­тия РФ (КПРФ) – 11,46%, «Жен­щи­ны Рос­сии» – 7,51%, Аг­рар­ная пар­тия Рос­сии – 7,38%, блок «Яб­ло­ко» – 7,26%, Пар­тия рос­сий­ско­го един­ст­ва и со­гла­сия (ПРЕС) – 6,22%, Де­мо­кра­ти­че­ская пар­тия Рос­сии (ДПР) – 5,10% (см. так­же ст. По­ли­ти­че­ские партии­).

Результаты радикальных либеральных реформ

В сер. 1990-х гг. про­изош­ла со­ци­аль­ная и по­ли­ти­че­ская ста­би­ли­за­ция. Од­на­ко по­ли­ти­че­ская сис­те­ма, воз­ник­шая по­сле 1993, не обес­пе­чи­ва­ла эф­фек­тив­но­го со­гла­со­ва­ния ин­те­ре­сов. По­сте­пен­но, в хо­де борь­бы за соб­ст­вен­ность, час­то со­про­во­ж­дав­шую­ся кри­миналь­ным на­си­ли­ем, вы­де­ли­лось неск. фи­нан­со­во-про­мыш­лен­ных групп, тес­но свя­зан­ных с влия­тель­ны­ми вла­ст­ны­ми кла­на­ми, ко­то­рые ус­та­но­ви­ли кон­троль над наи­бо­лее важ­ны­ми от­рас­ля­ми эко­но­ми­ки Рос­сии и по­лу­чи­ли ус­лов­ное на­име­но­ва­ние «оли­гар­хия». В ус­ло­ви­ях де­фи­ци­та фи­нан­со­вых средств и от­сут­ст­вия гос. фи­нан­си­ро­ва­ния про­ис­хо­дил пе­ре­ход пред­при­ятий в соб­ст­вен­ность оли­гар­хи­че­ских групп.

Ре­ор­га­ни­за­ция эко­но­ми­ки со­про­во­ж­да­лась бы­ст­рым па­де­ни­ем про­из­вод­ст­ва. Ру­ко­во­дство стра­ны рас­счи­ты­ва­ло на до­хо­ды от про­да­жи гос. пред­при­ятий в ча­ст­ные ру­ки, но в ус­ло­ви­ях кор­руп­ции и не­про­зрач­но­сти пра­вил при­ва­ти­за­ции их це­ны не­ред­ко за­ни­жа­лись. Чрез­мер­ность на­ло­го­во­го бре­ме­ни ве­ла к мас­со­во­му ук­ло­не­нию от уп­ла­ты на­ло­гов. Не хва­та­ло средств не толь­ко на со­ци­аль­ные вы­пла­ты, но и на под­дер­жа­ние кур­са руб­ля. Го­су­дар­ст­во под дав­ле­ни­ем пред­при­ни­ма­тель­ских струк­тур ве­ло рис­ко­ван­ные «иг­ры» с цен­ны­ми бу­ма­га­ми. Соз­да­ние рын­ка гос. крат­ко­сроч­ных обя­за­тельств (ГКО) по­зво­ли­ло обес­пе­чить ста­би­ли­за­цию руб­ля, но обо­ст­ри­ло про­бле­му за­дол­жен­но­сти. Что­бы спра­вить­ся с фи­нан­со­вым кри­зи­сом и по­пол­нить каз­ну, Пра­ви­тель­ст­во РФ по­сто­ян­но при­бе­га­ло к внеш­ним зай­мам. В 1993–97 Рос­сия по­лу­чи­ла от Ме­ж­ду­на­род­но­го ва­лют­но­го фон­да (МВФ) 12 млрд. долл., боль­шая часть ко­то­рых уш­ла на по­га­ше­ние про­цен­тов по кре­ди­там.

Ук­ре­пив­шись у вла­сти, пре­зи­дент и свя­зан­ная с ним часть эли­ты взя­ли курс на на­цио­наль­ное при­ми­ре­ние. Бы­ли от­прав­ле­ны в от­став­ку наи­бо­лее ра­ди­каль­ные сто­рон­ни­ки ли­бе­раль­ных ре­форм. С это­го вре­ме­ни Ель­цин пред­по­чи­тал опи­рать­ся на две груп­пы – ли­бе­раль­ную (Чер­но­мыр­дин, Чу­байс и др.) и кон­сер­ва­тив­ную, свя­зан­ную с ди­рек­тор­ским кор­пу­сом и си­ло­вы­ми струк­ту­ра­ми (в 1994–96 – ви­це-пре­мьер О. Н. Со­с­ко­вец, ру­ко­во­ди­тель служ­бы без­опас­но­сти пре­зи­ден­та А. В. Кор­жа­ков и др.). 23.2.1994 под дав­ле­ни­ем Гос. ду­мы бы­ли ам­ни­сти­ро­ва­ны уча­ст­ни­ки ГКЧП и ок­тябрь­ских столк­но­ве­ний 1993. Од­на­ко дос­тичь ус­той­чи­вой по­ли­ти­че­ской ста­би­ли­за­ции не уда­ва­лось.

Начало военных действий в Чечне

По­сле по­бе­ды экс­тре­ми­ст­ской на­цио­нали­сти­че­ской груп­пи­ров­ки ге­не­ра­ла Д. М. Ду­дае­ва (пре­зи­дент с 27.10.1991) т. н. Че­чен­ская Рес­пуб­ли­ка (Ич­ке­рия) про­воз­гла­си­ла свою не­за­ви­си­мость, там бы­ла ус­та­нов­ле­на во­ен­ная дик­та­ту­ра, оп­по­зи­ция по­дав­ле­на, пар­ла­мент ра­зо­гнан. В ка­че­ст­ве гос. идео­ло­гии ис­поль­зо­вал­ся ис­лам, нор­мы ко­то­ро­го Ду­да­ев и его ок­ру­же­ние трак­то­ва­ли в сво­их ин­те­ре­сах. Тер­ри­то­рия рес­пуб­ли­ки ока­за­лась не­до­ступ­ной для фе­де­раль­ных пра­во­ох­ра­ни­тель­ных ор­га­нов. Вла­сти Чеч­ни от­ка­зы­ва­лись со­труд­ни­чать в борь­бе с пре­ступ­но­стью, по­ощ­ря­лись за­хват за­лож­ни­ков, фи­нан­со­вые ма­хи­на­ции, кон­тра­бан­да.

Рос­сий­ское ру­ко­во­дство пы­та­лось сверг­нуть Ду­дае­ва, под­дер­жав про­тив­ни­ков его ре­жи­ма. 11.12.1994 фе­де­раль­ные вой­ска во­шли в Чеч­ню с це­лью вос­ста­нов­ле­ния кон­сти­ту­ци­он­но­го по­ряд­ка и по­сле ожес­то­чён­ных бо­ёв взя­ли под кон­троль осн. на­се­лён­ные пунк­ты. Но им не уда­лось спра­вить­ся со сто­рон­ни­ка­ми Ду­дае­ва, ко­то­рые пе­ре­шли к пар­ти­зан­ской вой­не. В ию­не 1995 и в янв. 1996 че­чен­ские банд­фор­ми­ро­ва­ния вторг­лись на тер­ри­то­рию со­сед­них ре­гио­нов Рос­сии (города Будённовск и Кизляр). Бы­ли за­хва­че­ны за­лож­ни­ки, по­гиб­ли мир­ные жи­те­ли. Вой­на при­ве­ла к боль­шим по­те­рям в вой­сках и жерт­вам сре­ди мир­но­го на­се­ле­ния. Рас­хо­ды на вой­ну под­ры­ва­ли фи­нан­со­вую ста­биль­ность в Рос­сии. Чеч­ня пре­вра­ти­лась в плац­дарм ис­лам­ско­го экс­тре­миз­ма и ме­ж­ду­на­род­но­го тер­ро­риз­ма на Кав­ка­зе.

Выборы президента 1996 и завершение 1-й чеченской кампании

Кон­сти­ту­ция 1993 ус­та­нав­ли­ва­ла срок пол­но­мо­чий пар­ла­мен­та 2 го­да. На вы­бо­рах 17.12.1995 в Гос. ду­му про­шли: КПРФ, ЛДПР, но­вая про­пра­ви­тель­ст­вен­ная пар­тия «Наш дом – Рос­сия» во гла­ве с Чер­но­мыр­ди­ным, «Яб­ло­ко» во гла­ве с Г. А. Яв­лин­ским. Не­до­воль­ст­во из­би­ра­те­лей по­ли­ти­кой Ель­ци­на при­ве­ло к то­му, что Гос. ду­ма фак­ти­че­ски ока­за­лась под кон­тро­лем ком­му­ни­стов. Спи­ке­ром был из­бран член КПРФ Г. Н. Се­лез­нёв. Пра­ви­тель­ст­ву ста­ло слож­нее про­во­дить че­рез пар­ла­мент за­ко­ны, спо­соб­ст­вую­щие про­дол­же­нию ли­бе­раль­ных ре­форм. При этом Со­вет Фе­де­ра­ции бло­ки­ро­вал мно­гие из пред­ла­гав­ших­ся ниж­ней па­ла­той за­ко­но­про­ек­тов. За­ко­но­да­тель­ный про­цесс ока­зал­ся край­не за­труд­нён­ным.

Из­би­ра­тель­ная кам­па­ния в Гос. ду­му сме­ни­лась кам­па­ни­ей по вы­бо­рам пре­зи­ден­та Рос­сии. В нач. 1996 дей­ст­вую­ще­го пре­зи­ден­та под­дер­жи­ва­ло все­го 2% на­се­ле­ния, од­на­ко Чу­байс, воз­гла­вив­ший пред­вы­бор­ный штаб Ель­ци­на, су­мел обес­пе­чить пре­зи­ден­ту под­держ­ку круп­но­го биз­не­са. В это вре­мя Ель­цин ог­ра­ни­чил бое­вые дей­ст­вия в Чеч­не и при­нял ряд по­пу­ли­ст­ских мер, мно­гие из ко­то­рых бы­ли по­том от­ме­не­ны. В 1-м ту­ре вы­бо­ров Ель­цин опе­ре­дил кан­ди­да­та от КПРФ Г. А. Зю­га­но­ва с не­боль­шим пе­ре­ве­сом. 3-е ме­сто за­нял ге­не­рал А. И. Ле­бедь. Что­бы при­влечь на свою сто­ро­ну го­ло­са его из­би­ра­те­лей, Ель­цин на­зна­чил Ле­бе­дя сек­ре­та­рём Со­ве­та безо­пас­но­сти РФ. Из-за кон­флик­та с Чу­бай­сом бы­ли от­прав­ле­ны в от­став­ку Кор­жа­ков, Сос­ко­вец, а так­же ми­нистр обо­ро­ны П. С. Гра­чёв. 3.7.1996 Ель­цин был из­бран на 2-й пре­зи­дент­ский срок.

В ав­гу­сте вой­на в Чеч­не вспых­ну­ла с но­вой си­лой, от­ря­ды се­па­ра­ти­стов вторг­лись в Гроз­ный. 22.8.1996 в Ха­сав­юр­те ме­ж­ду пол­но­моч­ным пред­ста­ви­те­лем Пре­зи­ден­та РФ, сек­ре­та­рём Со­ве­та безо­пас­но­сти Рос­сии Ле­бе­дем и ко­ман­дую­щим вой­ска­ми Чеч­ни А. А. Мас­ха­до­вым (Ду­да­ев по­гиб в апр. 1996) бы­ло за­клю­че­но пе­ре­ми­рие. Фе­де­раль­ные вой­ска вы­во­ди­лись из Чеч­ни. Ста­тус рес­пуб­ли­ки ос­та­вал­ся не­уре­гу­ли­ро­ван­ным. Вся тер­ри­то­рия, вклю­чая рай­оны, ко­торые пре­ж­де не под­чи­ня­лись се­па­ра­тистам, ока­за­лась в их ру­ках. Раз­вер­нулся тер­рор про­тив рус. на­се­ле­ния. 29.1.1997 Мас­ха­дов по­бе­дил на вы­бо­рах пре­зи­ден­та Чеч­ни и в мае за­клю­чил с фе­де­раль­ным цен­тром со­гла­ше­ние о ми­ре. Ре­аль­ная власть в рес­пуб­ли­ке ока­за­лась в ру­ках по­ле­вых ко­ман­ди­ров, поль­зо­вав­ших­ся под­держ­кой ме­ж­ду­на­род­ных экс­тре­ми­ст­ских ор­га­ни­за­ций. Из Чеч­ни со­вер­ша­лись на­бе­ги на со­сед­ние ре­гио­ны. В рес­пуб­ли­ке со­дер­жа­лись ты­ся­чи ра­бов-за­лож­ни­ков.

Продолжение экономических реформ и финансовый кризис 1998

Пре­зи­дент Ель­цин пы­тал­ся до­бить­ся ста­би­ли­за­ции со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го по­ло­же­ния, ук­ре­п­ле­ния сис­те­мы вла­сти, га­ран­ти­рую­щей сло­жив­шие­ся от­но­ше­ния соб­ствен­но­сти. «Мо­ло­дые ре­фор­ма­то­ры» Чу­байс, Б. Е. Нем­цов (пер­вые ви­це-пре­мье­ры в 1997–98), пре­мьер-ми­нистр С. В. Ки­ри­ен­ко (23.3–23.8.1998) пред­при­ня­ли ряд мер по ук­ре­п­ле­нию гос. кон­тро­ля над ес­те­ст­вен­ны­ми мо­но­по­ли­ями и ог­ра­ни­че­нию влия­ния круп­но­го биз­не­са на при­ня­тие гос. ре­ше­ний. Од­на­ко они столк­ну­лись с ожес­то­чён­ным со­про­тив­ле­ни­ем фи­нан­со­во-про­мыш­лен­ных групп, пре­ж­де все­го сырь­е­вых. Пра­ви­тель­ст­ву Ки­ри­ен­ко бы­ла свой­ст­вен­на не­по­сле­до­ва­тель­ность: вы­сту­пая за на­ве­де­ние по­ряд­ка и рав­но­пра­вие ком­мер­че­ских ор­га­ни­за­ций во взаи­мо­дей­ст­вии с вла­стью, пра­ви­тель­ст­во под­дер­жи­ва­ло тес­ные от­но­ше­ния с ря­дом фи­нан­со­во-про­мыш­лен­ных групп, вли­яв­ших на при­ня­тие по­ли­ти­че­ских ре­ше­ний. Ки­ри­ен­ко по­лу­чил в на­след­ст­во груз про­блем, свя­зан­ных с за­дол­жен­но­стью го­су­дар­ст­ва пе­ред ра­бот­ни­ка­ми про­мыш­лен­но­сти и внеш­ни­ми кре­ди­то­ра­ми. В мае 1998 в ря­де ре­гио­нов раз­вер­ну­лось дви­же­ние шах­тё­ров, в Куз­бас­се уча­ст­ни­ки ак­ций пе­ре­кры­ли ж.-д. со­об­ще­ние.

За­вы­ше­ние раз­ме­ров вы­плат по ГКО при­ве­ло к ис­то­ще­нию гос. бюд­же­та. В ус­ло­ви­ях стре­ми­тель­но­го рос­та за­дол­жен­но­сти пра­ви­тель­ст­во раз­ра­бо­та­ло план пре­об­ра­зо­ва­ния ГКО в дол­го­сроч­ные обя­за­тель­ст­ва и 17.8.1998 объ­я­ви­ло об от­ка­зе от вы­плат по ГКО (де­фол­те). Это при­ве­ло к рез­ко­му па­де­нию руб­ля, обес­це­ни­ва­нию сбе­ре­же­ний и вкла­дов. Ты­ся­чи пред­при­ятий ра­зо­ри­лись. Стра­ну ох­ва­тил ост­рый фи­нан­со­вый кри­зис, бан­ков­ская сис­те­ма бы­ла па­ра­ли­зо­ва­на. Но­вая фа­за эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са при­ве­ла к рез­ко­му рос­ту цен и даль­ней­ше­му об­ни­ща­нию на­се­ле­ния. В раз­гар со­бы­тий пра­ви­тель­ст­во Ки­ри­ен­ко бы­ло от­прав­ле­но в от­став­ку, и. о. пред­се­да­те­ля пра­ви­тель­ст­ва вновь на­зна­чен Чер­но­мыр­дин.

Фи­нан­со­вый кри­зис 1998 при­вёл к пе­ре­груп­пи­ров­ке по­ли­ти­че­ских сил. Чер­но­мыр­дин, ко­то­рый нёс часть от­вет­ст­вен­но­сти за кри­зис, не был ут­вер­ждён в ка­че­ст­ве гла­вы пра­ви­тель­ст­ва Гос. ду­мой. В ре­зуль­та­те ком­про­мис­са 11.9.1998 пред­се­да­те­лем пра­ви­тель­ст­ва был на­зна­чен ми­нистр ино­стран­ных дел Е. М. При­ма­ков. Си­туа­ция по­сте­пен­но ста­би­ли­зи­ро­ва­лась. Но са­мо­стоя­тель­ная по­зи­ция При­ма­ко­ва не уст­раи­ва­ла Ель­ци­на, и 12.5.1999 он был за­ме­нён на по­сту пред­се­да­те­ля пра­ви­тель­ст­ва быв. ми­ни­ст­ром внут­рен­них дел С. В. Сте­па­ши­ным. 9.8.1999 его сме­нил быв. ру­ко­во­ди­тель Фе­де­раль­ной служ­бы безо­пас­но­сти (ФСБ) и сек­ре­тарь Со­ве­та безо­пас­но­сти РФ В. В. Пу­тин, ко­то­ро­го Ель­цин пря­мо на­звал сво­им пре­ем­ни­ком.

2-я чеченская кампания и проблема международного терроризма

7.8.1999 от­ря­ды по­ле­вых ко­ман­ди­ров Ш. Ба­сае­ва и Хат­та­ба вторг­лись из Чеч­ни в Да­ге­стан. Со­вме­ст­ны­ми си­ла­ми фе­де­раль­ных войск и да­ге­стан­ских опол­чен­цев бое­ви­ки бы­ли раз­би­ты. В сен­тяб­ре экс­тре­ми­сты взо­рва­ли жи­лые до­ма в Мо­ск­ве, Буй­нак­ске и Вол­го­дон­ске. К это­му вре­ме­ни в Рос­сии из­ме­ни­лось от­но­ше­ние к про­бле­ме Чеч­ни: боль­шин­ст­во по­ли­ти­ков и гра­ж­дан осоз­на­ли, что мир­ное уре­гу­ли­ро­ва­ние се­бя не оп­рав­да­ло. 30.9.1999 груп­пи­ров­ка фе­де­раль­ных войск во­шла в Чеч­ню. На этот раз ар­мия бы­ла луч­ше под­го­тов­ле­на к во­ен­ным дей­ст­ви­ям. Бое­ви­ки не­сли боль­шие по­те­ри. Гроз­ный был бло­ки­ро­ван и взят в янв. – февр. 2000. На­ча­лась из­ну­ри­тель­ная пар­ти­зан­ская вой­на в го­рах. 23–26 окт. 2002 че­чен­ские тер­ро­ри­сты за­хва­ти­ли за­лож­ни­ков в Те­ат­раль­ном цен­тре на Дуб­ров­ке в Мо­ск­ве, но рос. вла­сти от­ка­за­лись пой­ти на ус­туп­ки. Тер­ро­ри­сты бы­ли унич­то­же­ны, б. ч. за­лож­ни­ков бы­ла спа­се­на (по­гиб­ли 128 чел.). 23.3.2003 в Чеч­не про­шёл ре­фе­рен­дум. Боль­шин­ст­во жи­те­лей под­дер­жа­ли но­вую кон­сти­ту­цию Че­чен­ской Рес­пуб­ли­ки в со­ста­ве Рос­сии. В окт. 2003 президентом Чечни был избран А. Х. Кадыров (погиб в мае 2004 в результате теракта).

Ис­поль­зо­ва­ние Чеч­ни ме­ж­ду­на­род­ны­ми тер­ро­ри­сти­че­ски­ми ор­га­ни­за­ция­ми в ка­че­ст­ве сво­его фор­по­ста вы­дви­ну­ло Рос­сию в чис­ло ли­де­ров борь­бы с ме­ж­ду­на­род­ным тер­ро­риз­мом. По­сле­до­ва­тель­ное вы­сту­п­ле­ние про­тив экс­тре­ми­ст­ских и се­па­ра­ти­ст­ских дви­же­ний ста­ло од­ной из при­чин рос­та раз­но­гла­сий ме­ж­ду Рос­си­ей и стра­на­ми За­па­да. Толь­ко по­сле те­рак­тов в США в сент. 2001 по­зи­ция Рос­сии ста­ла встре­чать боль­шее по­ни­ма­ние со сто­ро­ны За­па­да (см. так­же ст. Внешняя политика Российской Федерации).

Смена политического руководства

К мо­мен­ту оче­ред­ных вы­бо­ров в Гос. ду­му, на­зна­чен­ных на дек. 1999, сис­те­ма по­ли­ти­че­ских пар­тий на­хо­ди­лась в ста­дии фор­ми­ро­ва­ния. Пар­тии и дви­же­ния, пре­тер­пе­вая транс­фор­ма­ции, по­де­ли­ли ме­ж­ду со­бой боль­шин­ст­во ак­тив­ных из­би­ра­те­лей (часть на­се­ле­ния не уча­ст­во­ва­ла в вы­бо­рах ли­бо го­ло­со­ва­ла «про­тив всех»). На по­ли­ти­че­ской сце­не вы­сту­пи­ли КПРФ, пар­тия вла­сти, цен­три­ст­ская оп­по­зи­ция, две ли­бе­раль­ные пар­тии, а так­же пра­во­ра­ди­каль­ная ЛДПР.

Пар­тия вла­сти на вы­бо­рах бы­ла пред­став­ле­на но­вым про­пра­ви­тель­ст­вен­ным бло­ком «Един­ст­во» и цен­три­ст­ским бло­ком «Оте­че­ст­во – Вся Рос­сия» (ОВР). В хо­де пред­вы­бор­ной кам­па­нии в Гос. ду­му пра­ви­тель­ст­вен­ные и часть ча­ст­ных СМИ ве­ли про­тив ОВР ин­фор­ма­ци­он­ную вой­ну, в ре­зуль­та­те рос ав­то­ри­тет бло­ка «Един­ст­во» и КПРФ. На вы­бо­рах они за­ня­ли пер­вые мес­та и по­ста­ви­ли под свой кон­троль осн. струк­ту­ры Гос. ду­мы (это по­ло­же­ние со­хра­ня­лось до 2002, ко­гда соз­да­ние цен­т­рист­ско­го объ­е­ди­не­ния «Еди­ная Рос­сия» при­ве­ло к ос­лаб­ле­нию по­зи­ций КПРФ в Ду­ме). Блок ОВР за­нял 3-е ме­сто, его ли­де­ры ре­ши­ли не вы­дви­гать сво­его кан­ди­да­та на вы­бо­рах пре­зи­ден­та.

31.12.1999 Ель­цин дос­роч­но по­дал в от­став­ку и на­зна­чил Пу­ти­на ис­пол­няю­щим обя­зан­но­сти пре­зи­ден­та. На вы­бо­рах 26.3.2000 Пу­тин был из­бран пре­зи­ден­том РФ в пер­вом ту­ре, по­лу­чив 52,94% го­ло­сов.

Курс но­во­го пре­зи­ден­та на ук­ре­п­ле­ние фе­де­раль­ной вла­сти и пра­во­по­ряд­ка по­лу­чил под­держ­ку зна­чи­тель­ной час­ти об­ще­ст­ва, ожи­вил на­де­ж­ды на пре­одо­ле­ние эко­но­ми­че­ской де­прес­сии, про­изво­ла бю­ро­кра­тии и кри­ми­наль­ных струк­тур. Ад­ми­ни­ст­ра­ция Пу­ти­на при под­держ­ке Гос. ду­мы на­ча­ла се­рию ре­форм, на­прав­лен­ных на уси­ле­ние кон­тро­ля фе­де­раль­но­го цен­тра над субъ­ек­та­ми Фе­де­ра­ции. В мае 2000 при­нят Указ, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рым тер­ри­то­рия РФ де­ли­лась на 7 фе­де­раль­ных ок­ру­гов; в ка­ж­дый из них пре­зи­дент на­зна­чил сво­их пол­но­моч­ных пред­ста­ви­те­лей. Ук­ре­п­ле­ны пра­во­вые на­ча­ла дея­тель­но­сти ре­гио­наль­ных ор­га­нов гос. вла­сти. Бы­ла про­ве­де­на ре­фор­ма Со­ве­та Фе­де­ра­ции, ко­то­рый стал фор­ми­ро­вать­ся из пред­ста­ви­те­лей, де­ле­ги­руе­мых за­ко­но­да­тель­ны­ми и ис­пол­ни­тель­ны­ми ор­га­на­ми гос. вла­сти субъ­ек­тов РФ.

Со­труд­ни­че­ст­во пре­зи­ден­та и пар­ла­мен­та да­ло воз­мож­ность су­ще­ст­вен­но мо­дер­ни­зи­ро­вать ос­но­во­по­ла­гаю­щие ко­дек­сы: гра­ж­дан­ский, зе­мель­ный, тру­до­вой и др., а так­же при­нять на­ло­го­вый ко­декс. В дек. 2000 бы­ла ут­вер­жде­на но­вая гос. сим­во­ли­ка Рос­сии, ра­нее не при­ни­мав­шая­ся Ду­мой из-за идео­ло­ги­че­ских раз­но­гла­сий. 7.12.2003 со­сто­я­лись вы­бо­ры в Гос. ду­му 4-го со­зы­ва (см. ст. По­ли­ти­чес­кие пар­тии).

Бла­го­при­ят­ные ус­ло­вия на ми­ро­вом рын­ке (в ча­ст­но­сти, вы­со­кие це­ны на энер­го­но­си­те­ли) соз­да­ли воз­мож­но­сти для со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ской ста­биль­но­сти и эко­но­ми­че­ско­го рос­та в 1999– 2003.

14.3.2004 Пу­тин был из­бран на 2-й пре­зи­дент­ский срок. Но­вый этап ре­форм в Рос­сии на­прав­лен на ус­ко­ре­ние эко­но­ми­чес­ко­го рос­та, уси­ле­ние борь­бы с бед­но­стью и со­вер­шен­ство­ва­ние со­ци­аль­ной ин­фра­струк­ту­ры.

Вернуться к началу