Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Школа в 1917–1991

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 681-683

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Школа в 1917–1991

По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 (в кон. 1917–18) бы­ли в осн. осу­ще­ст­в­ле­ны пре­об­ра­зо­ва­ния в об­лас­ти про­све­ще­ния (свет­ская еди­ная шко­ла, со­вме­ст­ное обу­че­ние, рав­ное пра­во на об­ра­зо­ва­ние и др.). Соз­дан Нар. ко­мис­са­ри­ат про­све­ще­ния (Нар­ком­прос, 1917). На­ча­лась на­цио­на­ли­за­ция всех ти­пов учеб­ных за­ве­де­ний. Пер­вая про­грамм­ная Дек­ла­ра­ция Со­ве­та нар. ко­мис­са­ров по во­про­сам об­ра­зо­ва­ния – «Ос­нов­ные прин­ци­пы Еди­ной тру­до­вой шко­лы» (1918) – со­че­та­ла идеи «тру­до­вой шко­лы» и «сво­бод­но­го вос­пи­та­ния». Шко­ла объ­яв­ля­лась бес­плат­ной на всех сту­пе­нях, об­ще­дос­туп­ной и обя­за­тель­ной. Един­ст­во шко­лы пред­по­ла­га­ло пре­ем­ст­вен­ность её сту­пе­ней, ра­вен­ст­во об­ра­зо­ва­тель­ных воз­мож­но­стей, но не уни­фи­ка­цию и не од­но­тип­ность шко­лы. Од­на­ко рель­еф­но про­яв­лял­ся и уто­пизм Дек­ла­ра­ции.

Во 2-й пол. 1920-х гг. школь­ное об­ра­зо­ва­ние по­сте­пен­но ста­ло вы­хо­дить из глу­бо­ко­го кри­зи­са, вы­зван­но­го Гра­ж­дан­ской вой­ной 1917–22. В 1927/28 учеб­ном го­ду чис­ло учеб­ных за­ве­де­ний по срав­не­нию с 1913 вы­рос­ло на 10%, а ко­ли­че­ст­во уча­щих­ся – на 43%; ко­ли­чест­во се­ми­лет­них школ уве­ли­чи­лось в 5,3 раза, а уча­щих­ся в них – вдвое. В рус­ле тру­до­вой шко­лы в 1920-х гг. ра­бо­та­ло бо­лее 160 экс­пе­ри­мен­таль­ных учеб­ных за­ве­де­ний – опыт­но-по­ка­за­тель­ных уч­ре­ж­де­ний и стан­ций Нар­ком­про­са: Опыт­но-по­ка­за­тель­ная шко­ла им. П. Н. Ле­пе­шин­ско­го (ос­но­ва­на в 1918), Пер­вая Опыт­ная стан­ция, воз­глав­ляе­мая С. Т. Шац­ким (1919), Ко­ло­ния им. М. Горь­ко­го (1920, пер­вый ру­ко­во­ди­тель А. С. Ма­ка­рен­ко) и др.

Сис­те­ма до­шко­ль­но­го вос­пи­та­ния. По­сле 1917 до­шко­ль­ные уч­ре­ж­де­ния ста­ли ча­стью гос. сис­те­мы на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния. Кро­ме дет­ских до­мов и дет­ских са­дов, в нач. 1920-х гг. соз­да­ва­лись т. н. оча­ги (для де­тей фаб­рич­но-за­во­дских ра­бо­чих), днев­ные пло­щад­ки и др. В 1932 бы­ла при­ня­та еди­ная про­грам­ма вос­пи­та­ния, в 1938 – ти­по­вой Ус­тав дет­ско­го са­да и Ру­ко­во­дство для вос­пи­та­те­ля, сис­те­ма­ти­зи­ро­вав­шие офи­ци­аль­ные тре­бо­ва­ния к до­шко­ль­но­му вос­пи­та­нию.

Сис­те­ма школь­но­го обу­че­ния в 1920– 1930-х гг. С 1923 по 1928 чис­ло на­чальных школ уве­ли­чи­лось с 60 тыс. до 80 тыс., се­ми­лет­них и сред­них – с 3 тыс. до 5 тыс., а уча­щих­ся со­от­вет­ст­вен­но с 4,3 млн. до 6,1 млн. и с 60 тыс. до 1,7 млн. Од­на­ко уро­вень об­ра­зо­ва­ния по-преж­не­му ос­та­вал­ся низ­ким. В 1926 по­ло­ви­на де­тей с 8 до 11 лет бы­ла не­гра­мот­на. Обес­пе­чен­ность школь­ны­ми по­ме­ще­ния­ми дос­ти­га­ла лишь по­ло­ви­ны тре­буе­мо­го ко­ли­че­ст­ва. Хо­тя ас­сиг­но­ва­ния на об­ра­зо­ва­ние вы­рос­ли с 173 млн. руб. в 1923 до 657 млн. руб. в 1928, они не пре­вы­ша­ли 4 руб. в год на ду­шу на­се­ле­ния. Толь­ко 10% учи­те­лей име­ли выс­шее об­ра­зо­ва­ние (за­кон­чен­ное или не­пол­ное).

По­ло­же­ние ос­лож­ня­лось тем, что на ру­бе­же 1920–30-х гг. был взят курс на ши­ро­кое и по­сто­ян­ное уча­стие школь­ни­ков в об­ще­ст­вен­но по­лез­ном тру­де. Дек­ла­ри­ро­ва­лись та­кие ти­пы учеб­ных за­ве­де­ний, как «Шко­ла – цех за­во­да», «Шко­ла – кол­хоз». Это при­ве­ло к де­ста­би­ли­за­ции сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния, а час­тич­но и к её раз­ру­ше­нию. Ре­зуль­та­ты всту­пи­тель­ных эк­за­ме­нов в ву­зы сви­де­тель­ст­во­ва­ли о низ­ком уров­не под­го­тов­ки аби­ту­ри­ен­тов.

Соз­да­ние раб­фа­ков. С 1919 ста­ли соз­да­вать­ся об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ные учеб­ные за­ве­де­ния (или их под­раз­де­ле­ния) для под­го­тов­ки в ву­зы ра­бо­чих и кре­сть­ян, не по­лу­чив­ших ра­нее сред­нее об­ра­зо­ва­ние, – ра­бо­чие фа­куль­те­ты (раб­фа­ки). К сер. 1930-х гг. вы­пу­ск­ни­ки раб­фа­ков со­став­ля­ли по­ло­ви­ну при­ня­тых в ву­зы сту­ден­тов. Во 2-й пол. 30-х гг. раб­фа­ки ут­ра­ти­ли своё зна­че­ние и бы­ли уп­разд­не­ны.

Ве­чер­нее и за­оч­ное об­ра­зо­ва­ние. В нач. 1920-х гг. от­кры­лись ве­чер­ние тех­ни­ку­мы и учи­ли­ща, мно­го­чис­лен­ные за­оч­ные кур­сы (позд­нее от­де­ле­ния) при ву­зах. В 1929 Нар­ком­прос РСФСР ут­вер­дил прин­ци­пы и ор­га­ни­за­ци­он­ные ос­но­вы за­оч­но­го обу­че­ния. Бы­ли соз­да­ны спе­циа­ли­зи­ро­ван­ные цен­тры под­го­тов­ки кад­ров без от­ры­ва от про­из­водства. Их дея­тель­ность рег­ла­мен­ти­ро­ва­лась По­ста­нов­ле­ни­ем СНК СССР «О выс­шем за­оч­ном обу­че­нии» (1938). За­оч­ное обу­че­ние рас­про­стра­ня­лось и на под­го­тов­ку на­уч­ных и на­уч­но-ис­следо­ва­тель­ских кад­ров (ас­пи­ран­ту­ру). С 1925 ста­ли от­кры­вать­ся ра­бо­чие уни­вер­си­те­ты, с 1930 – ком­би­на­ты ра­бо­че­го об­ра­зо­ва­ния, спе­циа­ли­зи­ро­ван­ные ве­чер­ние ву­зы. Сеть школ для взрос­лых объ­е­ди­ня­ла шко­лы гра­мо­ты, по­лит­гра­мо­ты, ве­чер­ние шко­лы. К кон. 1930-х гг. ве­чер­ние и за­оч­ные шко­лы во­шли в еди­ную сис­те­му об­ра­зо­ва­ния. Со­дер­жа­ние обу­че­ния бы­ло еди­ным для днев­ной и ве­чер­ней форм обу­че­ния.

Ре­фор­ма об­ра­зо­ва­ния в 1930-х гг. Ре­фор­ма 1930-х гг. воз­ро­ж­да­ла опыт до­ре­во­лю­ци­он­ных мас­со­вых учеб­ных за­ве­де­ний. Вновь ут­вер­ди­лась «шко­ла учё­бы». С 1930/31 учеб­но­го го­да по­все­ме­ст­но вво­ди­лось все­об­щее на­чаль­ное обу­че­ние де­тей, а в го­ро­дах и ра­бо­чих по­сёл­ках – все­об­щее 7-лет­нее об­ра­зо­ва­ние. Внут­рен­ние пре­об­ра­зо­ва­ния в шко­ле про­во­ди­лись ди­рек­тив­но, по­ста­нов­ле­ния­ми ЦК ВКП(б). Ус­та­нав­ли­вал­ся цен­тра­ли­зо­ван­ный кон­троль над все­ми сто­ро­на­ми дея­тель­но­сти шко­лы – от ор­га­ни­за­ции управ­ле­ния учеб­но-вос­пи­та­тель­ным про­цес­сом до со­дер­жа­ния учеб­ных кур­сов. Вво­ди­лись уни­фи­ка­ция и рег­ла­мен­та­ция всей дея­тель­но­сти шко­лы. До­ми­ни­ро­ва­ла ус­та­нов­ка на ути­ли­та­ризм в об­ра­зо­ва­нии, на по­слу­ша­ние и дис­ци­п­ли­ну. При этом Нар­ком­прос всё бо­лее от­стра­нял­ся от управ­ле­ния об­ра­зо­ва­ни­ем, пре­вра­щал­ся в при­да­ток от­де­ла школ ЦК ВКП(б).

По­ста­нов­ле­ния­ми СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О струк­ту­ре на­чаль­ной и сред­ней шко­лы в СССР» (1934) бы­ло ус­та­нов­ле­но 3 ти­па об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­лы: на­чаль­ная, не­пол­ная сред­няя и сред­няя. Все­об­щее обя­за­тель­ное на­чаль­ное обу­че­ние вво­ди­лось для де­тей 8–10 лет в объ­ё­ме 4 клас­сов; для под­ро­ст­ков, не про­шед­ших на­чаль­но­го обу­че­ния, – в объ­ё­ме ус­ко­рен­ных 1–2-го­дич­ных кур­сов. Для де­тей, по­лу­чив­ших на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние в про­мыш­лен­ных го­ро­дах, фаб­рич­но-за­вод­ских рай­онах и ра­бо­чих по­сёл­ках, ус­та­нав­ли­ва­лось обя­за­тель­ное обу­че­ние в шко­ле-се­ми­лет­ке. Сло­жи­лась ста­биль­ная школь­ная сис­те­ма с пре­ем­ст­вен­ны­ми сту­пе­ня­ми. Рос­ло чис­ло учеб­ных за­ве­де­ний (за 1928–38 в 6 раз) и уча­щих­ся (в 2,5 раза за тот же пе­ри­од; дос­тиг­ло 34 млн.чел.). К кон. 1930-х гг. за­да­ча ор­га­ни­за­ции на­чаль­но­го все­об­ще­го обу­че­ния бы­ла в ос­нов­ном ре­ше­на. По­вы­сил­ся уро­вень гра­мот­но­сти на­се­ле­ния. По офи­ци­аль­ным дан­ным, в воз­рас­те от 9 лет в СССР был гра­мот­ным 81% на­селе­ния. Од­на­ко, по дан­ным «за­сек­ре­чен­ной» пе­ре­пи­си 1939, се­ми­лет­нее об­ра­зо­ва­ние и вы­ше име­ли толь­ко 12,3% на­се­ле­ния, а ка­ж­дый пя­тый жи­тель стар­ше 10 лет был пол­но­стью не­гра­мот­ным. Сре­ди рус­ских чи­тать по сло­гам и раз­бор­чи­во под­пи­сы­вать бу­ма­ги (а имен­но та­ким был оце­ноч­ный кри­те­рий) уме­ли лишь 45%.

Ста­би­ли­за­ция и раз­ви­тие сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния в 1930–40-х гг. со­про­во­ж­да­лись аб­со­лю­ти­за­ци­ей еди­но­об­ра­зия и цен­тра­ли­за­ции. Бы­ла пол­но­стью вос­ста­нов­ле­на в пра­вах класс­но-уроч­ная сис­те­ма. В со­дер­жа­ние об­ра­зо­ва­ния вклю­ча­лись ло­ги­ка, пси­хо­ло­гия, го­то­ви­лось и воз­вра­ще­ние ла­ты­ни; труд как учеб­ная дис­ци­п­ли­на в 1937 был вы­ве­ден из школь­но­го пла­на (школь­ные мас­тер­ские за­кры­ты).

К кон. 20-х гг. бы­ла вновь ли­к­ви­ди­ро­ва­на ав­то­но­мия ву­зов, ус­та­нов­ле­но еди­но­на­ча­лие. Ин­сти­ту­ты при­кре­п­ля­лись к оп­ре­де­лён­ным про­из­вод­ст­вам и от­рас­лям. Пре­об­ла­дал курс на соз­да­ние уз­ко­от­рас­ле­вых ву­зов, где вво­ди­лась не­пре­рыв­ная про­из­вод­ст­вен­ная прак­ти­ка. С 1928 по 1932 в рус­ле по­ли­ти­ки по раз­ук­руп­не­нию ву­зов их чис­ло воз­рос­ло со 152 до 832. Бы­ла сде­ла­на по­пыт­ка фор­си­ро­ван­ной под­го­тов­ки ин­же­нер­но-тех­ни­че­ских кад­ров; час­то ис­поль­зо­ва­лись бри­гад­ные ме­то­ды обу­че­ния, от­ме­ня­лись эк­за­ме­ны, что при­ве­ло к сни­же­нию ка­че­ст­ва под­го­тов­ки спе­циа­ли­стов. С 1932–33 спе­циа­ли­за­ция в ву­зах бы­ла рас­ши­ре­на. В 1933–38 ву­зы вы­пус­ти­ли 450 тыс. спе­циа­ли­стов. В 1940 ра­бо­тал 481 вуз.

Шко­ла в го­ды Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны. В чрез­вы­чай­но тя­жё­лых ус­ло­ви­ях ока­за­лась шко­ла в го­ды Вел. Отеч. вой­ны. В 1941/42 учеб­ном го­ду шко­лу не по­се­ща­ли 25% уча­щих­ся, в 1944/45 – 10–12%. На тер­ри­то­рии РСФСР бы­ло раз­ру­ше­но ок. 20 тыс. школь­ных зда­ний, на треть со­кра­ти­лось ко­ли­че­ст­во сред­них школ. В рай­онах бое­вых дей­ст­вий пре­кра­ти­ли ра­бо­ту поч­ти все шко­лы. В го­ды вой­ны бы­ли при­ня­ты пра­ви­тель­ст­вен­ные ре­ше­ния о школь­ном об­ра­зо­ва­нии: Об обу­че­нии де­тей с се­ми­лет­не­го воз­рас­та (1943), Об уч­ре­ж­де­нии об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных школ ра­бо­чей мо­ло­дё­жи (1943), Об от­кры­тии ве­чер­них школ в сель­ской ме­ст­но­сти, О вве­де­нии пя­ти­балль­ной сис­те­мы оце­нок ус­пе­вае­мо­сти и по­ве­де­ния уча­щих­ся, Об ус­та­нов­ле­нии вы­пу­ск­ных эк­за­ме­нов по окон­ча­нии на­чаль­ной, се­ми­лет­ней и сред­ней шко­лы, О на­гра­ж­де­нии зо­ло­ты­ми и се­реб­ря­ны­ми ме­да­лями от­ли­чив­ших­ся уча­щих­ся сред­ней шко­лы (все в 1944) и др. В 1943 соз­дана Ака­де­мия пе­да­го­ги­че­ских на­ук РСФСР.

Про­изош­ла рес­тав­ра­ция и внеш­них «гим­на­зи­че­ских» форм: в 1943 бы­ло вве­де­но раз­дель­ное обу­че­ние – в круп­ных го­ро­дах соз­да­ва­лись муж­ские и жен­ские шко­лы. Ус­та­нав­ли­ва­лись стро­гие нор­мы и пра­ви­ла, рег­ла­мен­ти­ро­вав­шие всю школь­ную жизнь.

Сис­те­ма об­ра­зо­ва­ния в 1950–70-х гг. За­кон «Об ук­ре­п­ле­нии свя­зи шко­лы с жиз­нью и о даль­ней­шем раз­ви­тии сис­те­мы на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния в СССР» (1958) тре­бо­вал рез­ко­го по­во­ро­та сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния к прин­ци­пам тру­до­вой шко­лы. Его по­зи­тив­ная сто­ро­на со­стоя­ла в стрем­ле­нии пре­одо­леть замк­ну­тость шко­лы, при­вес­ти её в со­от­вет­ст­вие с но­вы­ми реа­лия­ми жиз­ни. Вво­ди­лось все­об­щее обя­за­тель­ное вось­ми­лет­нее об­ра­зо­ва­ние. Срок обу­че­ния в сред­ней шко­ле уве­ли­чи­вал­ся с 10 до 11 лет в свя­зи с вве­де­ни­ем в про­грам­му про­фес­сио­наль­но­го обу­че­ния.

Про­ис­хо­ди­ло су­ще­ст­вен­ное из­ме­не­ние всей сис­те­мы на­чаль­но­го обу­че­ния, пе­ре­смат­ри­ва­лись его пси­хо­ло­го-пе­да­го­ги­че­ские ос­но­вы. Срок обу­че­ния млад­ших школь­ни­ков со­кра­тил­ся с 4 до 3 лет.

К сер. 1970-х гг. в осн. был за­вер­шён пе­ре­ход к все­об­ще­му сред­не­му об­ра­зо­ва­нию мо­ло­дё­жи. Од­на­ко ка­че­ст­во об­ще­го об­ра­зо­ва­ния, по­лу­чае­мо­го в сель­ских шко­лах, ус­ту­па­ло уров­ню, до­стиг­ну­то­му в круп­ных го­ро­дах, что за­труд­ня­ло для уча­щих­ся про­дол­же­ние об­ра­зо­ва­ния.

Вме­сте с тем в 1970–80-х гг. сис­те­ма об­ра­зо­ва­ния бы­ла ста­биль­ной. Бла­го­при­ят­ные де­мо­гра­фи­че­ские фак­то­ры в 1980-х гг., уси­ли­вав­шая­ся тен­ден­ция к уча­стию жен­щин в про­из­вод­ст­вен­ной дея­тель­но­сти обу­сло­ви­ли ди­на­мич­ный рост сис­те­мы до­шко­ль­но­го об­ра­зо­ва­ния (в 1970 дей­ст­во­ва­ли 65 тыс. до­шко­ль­ных уч­ре­ж­де­ний – св. 5,6 млн. вос­пи­тан­ни­ков; в 1988 – 87,8 тыс., св. 9,7 млн. де­тей).

Кри­зис об­ра­зо­ва­ния в 1980-х гг. В нач. 1980-х гг. рез­ко про­яви­лось кри­зис­ное со­стоя­ние школь­но­го де­ла, от­ражав­шее со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­скую си­туа­цию в об­ще­ст­ве. Об­ще­ст­во и лич­ность фак­ти­че­ски не об­ла­да­ли пра­вом об­ра­зо­ва­тель­но­го вы­бо­ра. Не­из­беж­ным след­ст­ви­ем ста­ло функ­цио­ни­ро­ва­ние шко­лы в ре­жи­ме еди­но­об­ра­зия, еди­но­мыс­лия и еди­но­на­ча­лия. Пе­ред шко­лой ста­ви­лись гло­баль­ные це­ли – ли­бо не­реа­ли­зуе­мые на дан­ном эта­пе раз­ви­тия об­ще­ст­ва (обу­че­ние с 6 лет, сред­ний все­обуч и т. д.), ли­бо не­свой­ст­вен­ные об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­ле (все­об­щая про­фес­сио­наль­ная под­го­тов­ка уча­щих­ся).

Школь­ная ре­фор­ма 1984 не толь­ко не уст­ра­ни­ла, но обо­ст­ри­ла кри­зис шко­лы. Вновь вво­ди­лась один­на­дца­ти­лет­няя шко­ла. Пла­ны слия­ния об­ще­го и про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния, оче­ред­ная про­фес­сио­на­ли­за­ция об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­лы, про­во­див­шие­ся ад­ми­ни­ст­ра­тив­ны­ми ме­то­да­ми, со­хра­няв­шая­ся при этом гро­мозд­кая бю­ро­кра­ти­че­ская струк­ту­ра управ­ле­ния на­род­ным об­ра­зо­ва­ни­ем не мог­ли при­нес­ти ре­аль­ных из­ме­не­ний в раз­ви­тие школь­но­го об­ра­зо­ва­ния.

Вернуться к началу