АМПЛУА́
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АМПЛУА́ (франц. emploi, букв. – применение), тип ролей, соответствующий психофизич. или сценич. данным актёра. В драматич. театре путь развития А. – от типизированных персонажей (масок, аллегорий) к индивидуализированным образам – был связан с эволюцией драматургии и актёрского искусства. Зачатки А. имелись в античном и ср.-век. театре. Итал. комедия дель арте, где актёры специализировались на исполнении ролей одного постоянного сценич. типа, способствовала дальнейшему формированию А. Устойчивые А. создал франц. классицистич. театр 17 в. В России А. введены по франц. образцу в 1766 Указом имп. Екатерины II. Наиболее распространённые: мужские – любовник, герой, комик, простак, резонёр, фат; женские – комич. старуха, грандам, травести, инженю, героиня, субретка, гранд-кокет и др. Утверждение в сценич. иск-ве принципов ансамбля практически разрушило жёсткую систему А. В странах Востока исполнительские традиции, передаваемые из поколения в поколение, породили строго стабилизированную систему А. В кит. традиц. театре сложилось 5 осн. групп А., в япон. театре кабуки – 8 групп, в инд. театре катакхали, где каждый персонаж представлял собой веками канонизированный мифологич. тип, выработалось около 12 видов А. В цирке в 18–19 вв. происходила специализация артистов на исполнении определённых ролей, с 20 в. понятие «А.» означает профиль работы артиста (акробат, жонглёр, дрессировщик и др.). В опере и оперетте А. – тип ролей (партий), исполняемых артистом в соответствии с его вокально-сценич. данными и положением в труппе (напр., премьер, примадонна, каскадная певица). Относит. устойчивость оперных А. связана с различием голосов по высоте и тембру, отсюда – деление партий на серьёзные (исполняемые голосами драматич. и лирич. типов) и игровые (исполняемые буффонными голосами). В операх 17–19 вв. тип голоса ассоциировался с характеристикой персонажа, что нередко прямо выражалось в наименовании А.: благородный баритон, субретка и т. п. Серьёзно-драматич. партии требуют насыщенного звучания, иногда значит. виртуозности, игровые – актёрской гибкости, лёгкого и подвижного пения. В 19 в. возникли новые варианты певческих А. (напр., «вагнеровское сопрано»), но в целом границы А. стали менее фиксированными, разные А. могут совмещаться в одной партии.