Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

АНИМАЦИО́ННОЕ КИНО́

Авторы: Н. В. Лукиных
Кадр из фильма «Левша». Режиссёр И. П. Иванов-Вано. 1964.
Кадр из фильма «Белоснежка и семь гномов». Режиссёр У. Дисней. 1938.

АНИМАЦИО́ННОЕ КИНО́, ани­ма­ция (от лат. an­imatio – оду­шев­ле­ние, ожив­ле­ние), син­те­ти­че­ское аудио­ви­зу­аль­ное ис­кус­ст­во, в ос­но­ве ко­то­ро­го ле­жит ил­люзия ожив­ле­ния соз­дан­ных ху­дож­ни­ком объ­ём­ных и пло­ских изо­бра­же­ний или объек­тов пред­мет­но-ре­аль­но­го ми­ра, за­пе­чат­лён­ных на ки­но-, ви­део­плён­ке по­кад­ро­во. Дру­гое назв. А. к. – муль­ти­п­ли­ка­ци­он­ное ки­но, муль­ти­п­ли­ка­ция (от лат. mul­ti­pli­ca­tio – ум­но­же­ние). Воз­ник­но­ве­ние и раз­ви­тие ани­ма­ции как само­сто­ят. ви­да твор­че­ст­ва тес­но свя­за­но с ис­то­ри­ей тех­но­ло­гий, соз­даю­щих ил­лю­зию дви­же­ния, ко­то­рые раз­ра­ба­ты­ва­лись в Ев­ро­пе за­дол­го до изо­бре­тения ки­но­ка­ме­ры бр. Люмь­ер (зоо­троп, фе­на­ки­сти­скоп и пр. ме­ха­нич. и оп­тич. при­спо­соб­ле­ния). Наи­бо­лее со­вер­шен­ным ап­па­ра­том был прак­си­но­скоп Э. Рей­но (за­па­тен­то­ван во Фран­ции в 1877; с 1892 про­во­ди­лись пуб­лич­ные се­ан­сы с цвет­ным изо­бра­же­ни­ем и муз. оформ­ле­ни­ем). Пио­не­ры А. к. (в Ев­ро­пе – Э. Коль, В. Бер­гдаль, Л. Рай­ни­гер, в США – С. Блэк­тон, У. Мак­кей, М. и Д. Флей­ше­ры) раз­ви­ва­ли пла­стич. осо­бен­но­сти но­во­го иск-ва, син­те­зи­руя эле­мен­ты ко­мик­сов, ки­не­ма­то­гра­фа, ко­мич. и муз. те­ат­ра. Пер­во­от­кры­ва­те­лем объ­ём­ной ани­ма­ции в 1911 был рос. опера­тор и реж. В. А. Ста­ре­вич, до­бив­ший­ся на­ту­ра­ли­стич. форм и пла­сти­ки в оду­шев­ле­нии ку­коль­ных пер­со­на­жей. Боль­шое вли­яние на раз­ви­тие ми­ро­во­го А. к. ока­зал амер. ху­дож­ник и реж. У. Дис­ней. Он соз­дал мощ­ную ин­ду­ст­рию с по­пу­ляр­ны­ми ри­со­ван­ны­ми пер­со­на­жа­ми (Мик­ки-Ма­ус, До­нальд-Дак и др.), с нач. 1930-х гг. на де­ся­ти­ле­тия оп­ре­де­лив­шую эс­те­тич. и идео­ло­гич. ка­но­ны клас­сич. А. к. (ан­тро­по­мор­физм, шар­жи­ро­ван­ный на­ту­ра­лизм ри­сун­ка, аван­тюр­но-ро­ман­тич. сю­же­ти­ка, трю­ко­во-гэ­го­вая сти­ли­сти­ка и т. п.). В 1936 бы­ла ос­но­ва­на и к 1960-м гг. при­об­ре­ла ми­ро­вую из­вест­ность пер­вая и круп­нейшая в СССР сту­дия «Со­юз­мульт­фильм». Стиль клас­сич. отеч. А. к., ос­но­ван­ный на тра­ди­ци­ях рус. лит-ры и иск-ва, соз­да­ли Л. А. Амаль­рик, Л. К. Ата­ма­нов, Д. Н. Ба­би­чен­ко, В. С. и З. С. Брум­берг, Б. П. Дёж­кин, И. П. Ива­нов-Ва­но, Ю. А. Мер­ку­лов, В. И. Пол­ков­ни­ков, А. Л. Птуш­ко, В. Г. Су­те­ев, Н. П. Хо­да­та­ев, М. М. Це­ха­нов­ский, Д. Я. Чер­кес и др. В про­цес­се раз­ви­тия А. к. об­ре­ло мно­го­об­ра­зие тех­но­ло­гич. форм: от тра­диц. ожив­ле­ния ри­сун­ка, жи­во­пи­си, фо­то­гра­фии, пло­ских ма­рио­не­ток, ку­кол, пла­сти­ли­на, сы­пу­чих ма­те­риа­лов или иных объ­ём­ных фак­тур – до «иголь­ча­то­го эк­ра­на» А. А. Алек­сее­ва (объ­ём­но-гра­фич. ком­по­зи­ции из по­движ­ных иго­лок), бес­ка­мер­ной ани­ма­ции Н. Мак-Ла­ре­на (по­кад­ро­вое ри­со­ва­ние на плён­ке), «пик­си­ля­ции» (по­кад­ро­вая съём­ка на­тур­но­го ки­но), двух- и трёх­мер­ной ком­пь­ю­тер­ной ани­ма­ции (вир­ту­аль­ные дви­жу­щие­ся пер­со­на­жи и вир­ту­аль­ная сре­да) и т. д.

По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны во мн. стра­нах Ев­ро­пы на­ча­ли скла­ды­вать­ся нац. шко­лы А. к. Осо­бые эс­те­тич. ве­хи в ис­то­рии ани­ма­ции свя­за­ны с об­ра­ще­ни­ем к ус­лов­но-ме­та­фо­рич. язы­ку, аван­гард­ным фор­мам иск-ва, фи­ло­соф­ско-пуб­ли­ци­стич. те­мам, а так­же с мак­си­маль­ным ав­тор­ским са­мо­вы­ра­же­ни­ем ху­дож­ни­ков. Сре­ди наи­бо­лее зна­чи­мых ре­жис­сё­ров 1940–80-х гг.: Дж. Ха­лас (Ве­ли­ко­бри­та­ния), Й. Трнка, К. Зе­ман, Я. Шванк­май­ер (Че­хо­сло­ва­кия), В. Ми­ми­ца, Д. Ву­ко­тич (Юго­сла­вия), Б. Боц­цет­то (Ита­лия), Дж. Дан­нинг, С. и Т. Ку­эй (Ве­ли­ко­бри­та­ния), Р. Сер­ве (Бель­гия), П. Дрис­сен (Ни­дер­лан­ды), З. Рыб­чин­ский, Я. Ле­ниц (Поль­ша), Ф. Бак, К. Лиф (Ка­на­да), В. Бо­ров­чик, Р. Ла­лу (Фран­ция), Т. Ди­нов (Бол­га­рия), К. Ка­ва­мо­то (Япо­ния) и др. В 1960–80-е гг. зна­чит. вклад в отеч. А. к. внес­ли Ф. С. Хит­рук, А. Ю. Хржа­нов­ский, Н. Н. Се­реб­ря­ков, Р. А. Ка­ча­нов, В. М. Ко­тё­ноч­кин, Ю. Б. Нор­штейн, А. М. Та­тар­ский, А. А. Пет­ров, В. М. Уга­ров, Л. В. Но­сы­рев, И. Н. Гара­ни­на, Э. В. На­за­ров, Г. Я. Бар­дин, Р. В. Да­вы­дов, И. А. Ко­ва­лев­ская (Рос­сия), Р. Раа­мат и П. Пярн (Эс­то­ния), Р. Сти­еб­ра и А. Бу­ровс (Лат­вия), Е. Я. Си­во­конь и Д. Я. Чер­кас­ский (Ук­раи­на), Р. Саа­кянц (Ар­ме­ния). На про­тя­же­нии всей ис­то­рии А. к. ве­ду­щая роль на­ря­ду с режис­сё­ром при­над­ле­жа­ла ху­дож­ни­ку. Сре­ди круп­ней­ших ху­дож­ников отеч. А. к.: С. А. Али­мов, А. В. Вино­ку­ров, В. Н. Зуй­ков, Л. И. Миль­чин, В. А. Ни­ки­тин, С. К. Ру­са­ков, А. М. Сав­чен­ко, А. П. Са­зо­нов, М. А. Со­ко­лова, А. А. Спеш­не­ва, Л. А. Шварц­ман, Ф. А. Яр­бу­со­ва. Раз­витие се­ти проф. ки­но­школ и ме­ж­ду­нар. фес­ти­валь­ной дея­тель­но­сти в 1990-е гг. да­ло но­вый им­пульс рас­ши­ре­нию сти­ле­во­го, жан­ро­во­го и тех­но­ло­гич. мно­го­об­ра­зия А. к. Зая­ви­ло о се­бе но­вое по­ко­ле­ние ре­жис­сё­ров. Сме­на по­ко­ле­ний и тех­нич. мо­дер­ни­за­ция в эк­ран­ных ис­кус­ствах на ру­бе­же 20–21 вв. из­ме­ни­ли идео­ло­гию и эс­те­тич. прин­ци­пы А. к., ко­то­рое всё ши­ре вклю­ча­ет эле­мен­ты до­ку­мен­та­ли­сти­ки, ви­део-ар­та, ком­пь­ю­тер­но­го ди­зай­на. Круп­ней­шие ме­ж­ду­нар. фес­ти­ва­ли А. к. про­во­дят­ся в Ан­си (Фран­ция), От­та­ве (Ка­на­да), Эш­пи­нью (Пор­ту­га­лия), За­гре­бе (Хор­ва­тия), Хи­ро­си­ме (Япо­ния), Се­уле (Юж. Ко­рея), Штут­гар­те (Гер­ма­ния). Ме­ж­ду­нар. фес­ти­валь «КРОК» про­во­дит­ся: с 1991 по 1997 как биен­на­ле на тер­ри­то­рии Ук­раи­ны, а с 1998 – еже­год­но и по­оче­рёд­но в Ук­раи­не и в РФ.

Лит.: Sa­doul G. Le cinema. Son art, sa tech­nique, son écono­mie. P., 1948; Са­дуль Ж. Все­об­щая ис­то­рия ки­но: В 6 т. М., 1958–1963; Ha­las J., Man­vell R. Art in move­ment. L., 1970; Ива­нов-Ва­но И. П. Кадр за ка­д­ром. М., 1978; Асе­нин С. В. Мир мульт­филь­ма. М., 1986; Юре­нев Р. Н. Крат­кая ис­то­рия ки­но­ис­кус­ст­ва. М., 1997; The tour of ani­ma­tion in 84 films. Jew­els of Cen­tury. An­necy, 2000.

Вернуться к началу