Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

БЕРТОЛУ́ЧЧИ

Авторы: И. И. Рубанова

БЕРТОЛУ́ЧЧИ (Bertolucci) Бер­нар­до (р. 16.3.1941, Пар­ма, Ита­лия), итал. ки­но­ре­жис­сёр, сце­на­рист. Сын по­эта Ат­ти­лио Б. Изу­чая итал. фи­ло­ло­гию в Рим­ском ун-те, сни­мал лю­би­тель­ские филь­мы. С сер. 1950-х гг. примк­нул к кру­гу сто­лич­ной ин­тел­лек­ту­аль­ной и ху­дож. эли­ты, при­дер­жи­вав­шей­ся ле­вых убе­ж­де­ний. Цен­тром этой груп­пы был ре­жис­сёр П. П. Па­зо­ли­ни (Б. – его ас­си­стент в ф. «Ак­ка­то­не», 1961). Ре­жис­сёр­ский де­бют Б. – «Ко­ст­ля­вая ку­ма» (1962, сце­на­рий совм. с Па­зо­ли­ни) – отме­чен его влия­ни­ем (изо­бра­же­ние кри­ми­на­ли­зи­ров. люм­пен-про­ле­тар­ской сре­ды, фак­ту­ра в ду­хе «жё­ст­ко­го» нео­реа­лиз­ма, со­ци­аль­ная ан­га­жи­ро­ван­ность). В ф. «Пе­ред ре­во­лю­ци­ей» (1964) Б. об­рёл собств. ин­то­на­цию, най­дя ки­не­ма­тогра­фич. со­от­вет­ст­вия лит. сти­лю (в филь­ме не­со­мнен­ны мо­ти­вы «Парм­ской оби­те­ли» Стен­да­ля). Ощу­ще­ние на­зре­ваю­ще­го бун­та, ре­во­люц. не­тер­пе­ние вы­ра­зи­лись в сво­бод­ных ки­но­адап­та­ци­ях про­зы: «Парт­нёр» (по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му, 1968), «Стра­те­гия пау­ка» (по Х. Л. Бор­хе­су, 1970), «Кон­фор­мист» (по А. Мо­ра­виа, 1970, пр. Мкф в Зап. Бер­ли­не). За­мет­ное влия­ние на по­эти­ку зре­ло­го твор­че­ст­ва Б. ока­за­ла так­же итал. опе­ра. Ду­шев­ные ме­та­ния его ге­ро­ев и са­мо­го Б. – юно­ши из со­стоя­тель­ной се­мьи, ост­ро чув­ст­вую­ще­го со­ци­аль­ную не­спра­вед­ли­вость, – ре­жис­сёр по­пы­тал­ся пре­одо­леть в те­ле­ви­зи­он­ном до­ку­мен­таль­но-пуб­ли­ци­стич. се­риа­ле «Путь неф­ти» (1965–66), в но­вел­ле «Бес­плод­ная смо­ков­ни­ца» (др. назв. «Аго­ния») для ф. «Лю­бовь и ярость» (1969), а так­же ос­ваи­вая те­ма­ти­ку и тех­но­ло­гию амер. ки­но (Б. – сре­ди ав­то­ров сце­на­рия филь­ма С. Ле­о­не «Од­на­ж­ды на Ди­ком За­паде», 1968). Раз­оча­ро­ва­ние по­сле сту­денч. вол­не­ний 1968 про­яви­лось в од­ном из са­мых дра­ма­тич. и од­но­вре­мен­но про­во­ка­тив­ных филь­мов ми­ро­во­го ки­не­ма­то­гра­фа – «По­след­нее тан­го в Па­ри­же» (1972): ин­тел­ли­гент­ские бун­та­ри не спо­соб­ны со­вер­шить со­ци­аль­ные пе­ре­ме­ны, их об­ществ. па­фос ис­чер­пы­ва­ет­ся пир­ро­вой по­бе­дой в сек­су­аль­ной ре­во­лю­ции. «Два­дца­тый век» (1976) – наи­бо­лее идео­ло­гич­ный и мас­штаб­ный фильм Б. Дра­ма­ти­че­ская раз­дво­ен­ность ин­тел­ли­ген­ции, т. н. но­вых ле­вых, пре­одо­ле­на здесь пря­мым про­ти­во­стоя­ни­ем клас­сов; тра­диц. по­сту­ла­ты со­циа­ли­сти­че­ско­го реа­лиз­ма обо­га­ще­ны су­щест­вен­ным вни­ма­ни­ем к нар. куль­ту­ре, тру­до­вым об­ря­дам, из­веч­ным жиз­нен­ным цик­лам. Ис­то­рия двух по­ко­ле­ний неск. се­мей на про­тя­же­нии 20 в. во­пло­ще­на в фор­мах «боль­шо­го сти­ля», к 1970-м гг. ут­вер­див­ше­го­ся в итал. ки­но.

Б. Бертолуччи. Кадр из фильма «Ускользающая красота» (в главной роли – Л. Тайлер). 1995.

По­сле 1976 ре­жис­сёр пе­ре­ехал в Ве­ли­ко­бри­та­нию, где ста­вил филь­мы на англ. яз., осоз­на­вая се­бя ху­дож­ни­ком-апат­ри­дом. По­иск нац. иден­тич­но­сти стал сквоз­ным мо­ти­вом позд­не­го твор­че­ст­ва Б. По­сле филь­мов «Лу­на» (1979) и «Тра­ге­дия смеш­но­го че­ло­ве­ка» (1981) по­ста­вил ф. «По­след­ний им­пе­ра­тор» (1987, пр. «Ос­кар» и мн. др.), вы­пол­нен­ный в мо­ну­мен­таль­ных фор­мах на эк­зо­тич. фо­не и по­ко­ряю­щий пыш­ной изы­скан­ной зре­лищ­но­стью, од­на­ко без ан­га­жи­ро­ван­но­сти и эмоц. на­кала. В 1990-х гг. Б. по-преж­не­му при­вер­жен эк­зо­тич. фак­ту­ре и те­ме по­ис­ка сво­его мес­та в ми­ре но­вой ин­те­гра­ции на­ро­дов: «Под по­кро­вом не­бес» (др. назв. «Чай в пус­ты­не», 1990), «Ма­лень­кий Буд­да» (1993), «Оса­ж­дён­ные» (др. назв. «Шан­ду­рай», 1998). Ви­зу­аль­ная щед­рость в ф. «Ус­коль­заю­щая кра­со­та» (др. назв. «Я тан­цую од­на», 1995) и по­пыт­ка рас­це­нить совр. ан­ти­гло­ба­лизм как на­след­ст­во ре­во­лю­ции 1968 в ф. «Меч­та­те­ли» (2003) на­по­ми­на­ют, но не воз­ро­ж­да­ют мощь и страсть ав­то­ра «Кон­фор­ми­ста» и «Два­дца­то­го ве­ка». В 1997 Б. удо­сто­ен спец. пр. за твор­чест­во (Мкф в Ло­кар­но) и пр. им. П. Бьян­чи (Мкф в Ве­не­ции).

Лит.: In viaggio con Bernardo: il cinema di B. Bertolucci. Venezia, 1994; Tonetti Cl. M. B. Bertolucci: the cinema of ambiguity. N. Y.; L., 1995.

Вернуться к началу