Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

БРАМ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 160

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. В. Холмогорова

БРАМ (Brahm) (псевд.; наст. фам. Аб­раам­сон, Abrahamsohn) От­то (5.2.1856, Гам­бург – 28.11.1912, Бер­лин), нем. ре­жис­сёр, те­ат­раль­ный дея­тель, кри­тик. Изу­чал лит-ру и фи­ло­со­фию в уни­вер­си­те­тах Бер­ли­на, Гей­дель­бер­га и Страс­бур­га. С 1879 вы­сту­пал как лит. и те­атраль­ный кри­тик. В 1889 воз­гла­вил лит.-те­ат­раль­ное объ­е­ди­не­ние «Сво­бод­ная сце­на» в Бер­ли­не (по об­раз­цу «Сво­бод­но­го те­ат­ра» А. Ан­туа­на в Па­ри­же), по­зна­ко­мив­шее нем. зри­те­ля с дра­ма­тур­ги­ей Г. Иб­се­на, А. Стринд­бер­га, Г. Га­упт­ма­на, Л. Н. Тол­сто­го («Власть тьмы») и др. Ма­ни­фе­стом те­ат­ра Б. (суще­ст­во­вал до 1893) ста­ла по­ста­нов­ка дра­мы Га­упт­ма­на «Пе­ред вос­хо­дом солн­ца» (1889). Творч. прин­ци­пы те­ат­ра – де­таль­но точ­ное вос­соз­да­ние ре­аль­но­сти, ак­цен­ти­ро­ва­ние со­ци­аль­ных про­блем эпо­хи – сфор­му­ли­ро­ва­ны в ж. «Со­вре­мен­ной жиз­ни – сво­бод­ная сце­на» (Б. – гл. ред. в 1889–90). В 1894–1904 воз­глав­лял «Не­мец­кий те­атр», где ста­вил в осн. совр. пье­сы: «Тка­чи» (1894), «По­то­нув­ший ко­ло­кол» и «Оди­но­кие» (обе 1896), «Ро­за Бернд» (1903) Га­упт­ма­на; «Но­ра» и «При­ви­де­ния» (се­зон 1894/95), «Ди­кая ут­ка» (се­зон 1896/97), «Гед­да Габ­лер» (се­зон 1897/98), «Враг на­ро­да» (се­зон 1900/01) Иб­се­на; «Зе­лё­ный по­пу­гай» и «Па­ра­цельс» (обе 1899), «Мгно­ве­ния жиз­ни» (1902), «По­кры­ва­ло Бе­ат­ри­сы» (1903) А. Шниц­ле­ра, а так­же пье­сы Э. Рос­та­на, М. Ме­тер­лин­ка, Г. фон Гоф­ман­ста­ля. Об­ра­ща­ясь к клас­си­ке, ин­тер­пре­ти­ро­вал её в ду­хе со­вре­мен­но­сти. Под рук. Б. в «Не­мец­ком те­ат­ре» сло­жил­ся ак­тёр­ский ан­самбль, эс­те­тич. прин­ци­пы ко­то­ро­го – от­каз от па­те­ти­ки и дек­ла­мации, пси­хо­ло­гич. дос­то­вер­ность сце­нич. су­ще­ст­во­ва­ния – зна­ме­но­ва­ли ро­ж­де­ние в Гер­ма­нии ак­тё­ра но­во­го ти­па. В по­ста­нов­ках Б. иг­ра­ли круп­ней­шие ак­тё­ры Гер­ма­нии: А. Бас­сер­ман, Й. Кайнц, Р. Ритт­нер, Э. фон Вин­тер­штайн, на­чи­нал творч. дея­тель­ность М. Рейн­хардт. В 1904–12 Б. воз­глав­лял бер­лин­ский «Лес­синг-теа­тер». Рам­ки на­ту­ра­лиз­ма от­час­ти ог­ра­ни­чи­ва­ли ху­дож. кру­го­зор Б., но его те­ат­раль­ная прак­ти­ка ста­ла важ­ным эта­пом в ис­то­рии фор­ми­ро­ва­ния нем. сце­нич. реа­лиз­ма. Ав­тор ря­да ра­бот по ис­то­рии нем. дра­мы и те­ат­ра.

Соч.: Kritische Schriften über Drama und Theater. B., 1913–1915. Bd 1–2; Theater. Drama­tiker. Schauspieler. B., 1961.

Лит.: Liljeberg M. O. Brahm. Versuch einer kulturhistorischen Monographie. B., 1980; Ма­ка­ро­ва Г. В. Те­ат­раль­ное ис­кус­ст­во Гер­ма­нии на ру­бе­же XIX–XX вв. М., 1992.

Вернуться к началу