Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

БУНЬЮЭ́ЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 349-350

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. И. Рубанова
Л. Буньюэль. Кадр из фильма «Виридиана». 1961.

БУНЬЮЭ́ЛЬ, Бу­ню­эль, Бю­ню­эль (Bu­ñu­el) Лу­ис (22.2.1900, дер. Ка­лан­да, пров. Но­вый Ара­гон, Ис­па­ния – 29.7.1983, Ме­хи­ко), исп. ки­но­ре­жис­сёр, сце­на­рист. Из со­стоя­тель­ной се­мьи, учил­ся в ка­то­лич. шко­лах, за­вер­шал сред­нее об­ра­зо­ва­ние в свет­ском ли­цее в Са­ра­го­се. С 1917 в Мад­ри­де. Изу­чал ис­то­рию, фи­ло­со­фию и лит-ру в Мад­рид­ском ун-те. На фор­ми­ро­ва­ние взгля­дов Б. ока­за­ли влия­ние Ф. Гар­сия Лор­ка, С. Да­ли, Р. Го­мес де ла Сер­на. На­чи­нал как ли­те­ра­тор и ки­но­кри­тик. Примк­нул к ульт­ра­из­му – ху­дож. аван­гар­ди­ст­ско­му дви­же­нию 1920-х гг. С 1925 в Па­ри­же. Ра­бо­тал ас­си­стен­том ре­жис­сё­ра у Ж. Эп­штей­на. Сбли­зил­ся с круж­ком сюр­реа­ли­стов (Л. Ара­гон, А. Бре­тон, П. Элю­ар, Р. Маг­рит, Ж. Са­дуль и др.). Ре­жис­сёр­ские ки­но­де­бю­ты Б. – «Ан­да­луз­ский пёс» (1928, сце­на­рий совм. с С. Да­ли) и «Зо­ло­той век» (1930) – ста­ли об­раз­ца­ми сюр­реа­лиз­ма в ки­но. Ан­ти­кле­ри­каль­ные и ан­ти­бур­жу­аз­ные мо­ти­вы по­слу­жи­ли при­чи­ной за­пре­та «Зо­ло­то­го ве­ка» (на 50 лет) и до­ку­мен­таль­но­го ф. «Лас Ур­дес. Зем­ля без хле­ба» (1932, вы­шел на эк­ра­ны в 1937), вы­ну­див­ше­го Б. на 15 лет ос­та­вить ре­жис­су­ру (уча­ст­во­вал в гражд. вой­не, со­сто­ял на ди­пло­ма­тич. служ­бе). В 1938–46 жил в США, где в ка­че­ст­ве кон­суль­тан­та и мон­та­жё­ра уча­ст­во­вал в соз­да­нии филь­мов об ис­пан­ской и 2-й ми­ро­вой вой­нах, де­лал ис­па­ноя­зыч­ные вер­сии амер. филь­мов, ра­бо­тал в Му­зее совр. иск-ва (Нью-Йорк). С 1946 в Мек­си­ке, где на­чал сни­мать жан­ро­вое ки­но, пре­им. ме­ло­дра­мы: «Боль­шое ка­зи­но» (1947), «Су­сан­на» («Де­мон и плоть», 1950), «Дочь об­ма­на» («Дон Кин­тин – го­ре­мы­ка», 1951), «Зверь» (1952) и др. В даль­ней­шем эк­ра­ни­зи­ро­вал про­из­ве­де­ния Г. де Мо­пас­са­на («Жен­щи­на без люб­ви» по ро­ма­ну «Пьер и Жан», 1951), Д. Де­фо («Ро­бин­зон Кру­зо», 1952), Э. Брон­те («Безд­ны стра­сти» по ро­ма­ну «Гро­зо­вой пе­ре­вал», 1953), Б. Пе­ре­са Галь­до­са («Три­ста­на», 1970) и др. Филь­мы «За­бы­тые» (1950, пр. Мкф в Кан­не) и «На­за­рин» (1958, пр. Мкф в Кан­не) оп­ре­де­ли­ли по­эти­ку ки­не­ма­то­гра­фа Б. как «жес­то­кий реа­лизм», вы­дви­нув ре­жис­сё­ра в ряд вы­даю­щих­ся дея­те­лей ми­ро­во­го ки­не­ма­то­гра­фа. В 1961 (по­сле 18-лет­не­го пе­ре­ры­ва) Б. снял на ро­ди­не ф. «Ви­ри­диа­на» (вы­шел на эк­ра­ны в 1976, гл. пр. Мкф в Кан­не). В твор­че­ст­ве Б. ги­пер­бо­ли­за­ция, сюр­реа­ли­стич. па­ра­док­саль­ность об­ра­за и ме­та­фи­зич. сим­во­ли­ка со­че­та­лись с ми­ни­ма­лиз­мом и под­час ас­ке­тич. про­сто­той. Осн. те­ма боль­шин­ст­ва ра­бот Б. по­сле 1961 – кри­ти­ка вос­хо­дя­щих к Сред­не­ве­ко­вью об­ще­при­ня­тых со­ци­аль­ных норм и жё­ст­ких цер­ков­ных дог­ма­тов, ко­то­рые стес­ня­ют и да­же па­ра­ли­зу­ют жи­вое те­че­ние жиз­ни. Филь­мы «Ан­гел-ис­тре­би­тель» (1962, пр. Мкф в Кан­не), «Си­ме­он-столп­ник» (1965, пр. Мкф в Ве­не­ции), «Три­ста­на» (1970) по­строе­ны на те­мах и об­раз­ах, на­ве­ян­ных твор­че­ст­вом М. де Сер­ван­те­са, Ф. Гойи, Ф. Сур­ба­ра­на. В 1963–77 в осн. ра­бо­тал во Фран­ции; в филь­мах это­го пе­рио­да, сня­тых по сце­на­ри­ям Ж. К. Кар­рь­е­ра, при клас­сич. строй­нос­ти фор­мы и ав­тор­ской от­стра­нён­но­сти ощу­ти­ма преж­няя не­при­ми­ри­мость Б. к хан­же­ст­ву и фаль­ши­вым доб­ро­де­те­лям совр. об­ще­ст­ва: «Днев­ник гор­нич­ной» (1964), «Днев­ная кра­са­ви­ца» (1966, гл. пр. Мкф в Ве­не­ции), «Скром­ное обая­ние бур­жуа­зии» (1972, пр. «Ос­кар»), «При­зрак сво­бо­ды» (1974), «Этот смут­ный объ­ект же­ла­ния» (1977). Мн. филь­мы сни­мал по собств. сце­на­ри­ям, вы­сту­пал так­же как ак­тёр и про­дю­сер. На Мкф в Ве­не­ции в 1969 Б. бы­ло при­су­ж­де­но зва­ние «Мас­тер ки­но». За твор­че­ст­во в со­во­куп­но­сти по­лу­чил так­же пр. Мкф в Сан-Се­ба­сть­я­не (1977), пр. Мкф в Мо­ск­ве (1979). Юби­лей­ная пр. Мкф в Ве­не­ции (1982).

Соч.: Бу­ню­эль о Бу­ню­эле. М., 1989.

Лит.: Kyrou A. L. Buñuel. P., 1970; Бо­жо­вич В. И. Л. Бу­ню­эль. М., 1979; Edwards G. The discreet art of L. Buñuel. L.; N. Y., 1997.

Вернуться к началу