Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

БЫ́КОВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 452

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Кадр из фильма «Айболит-66». Режиссёр Р. А. Быков (Бармалей – Р. А. Быков, справа). 1967. Музей кино

БЫ́КОВ Ро­лан Ан­то­но­вич (Ро­ланд Ана­толь­е­вич) (12.11.1929, Ки­ев – 6.10.1998, Мо­ск­ва), рос. ак­тёр, ре­жис­сёр, нар. арт. СССР (1990), акад. РАО (1992). В 1951 окон­чил Те­ат­раль­ное уч-ще им. Б. В. Щу­ки­на. В 1951–58 ак­тёр моск. ТЮЗа, где так­же по­ста­вил спек­так­ли: «Шес­те­ро лю­би­мых» А. Н. Ар­бу­зо­ва (1956), «О чём рас­ска­за­ли вол­шеб­ни­ки» В. Н. Ко­ро­сты­лё­ва (1957) и др. В 1957–59 воз­глав­лял Сту­денч. те­атр МГУ, где по­ста­вил спек­такль «Та­кая лю­бовь» П. Ко­го­ута, став­ший ле­ген­дой отеч. те­ат­ра эпо­хи «от­те­пе­ли». В 1958–60 гл. реж. Ле­нингр. те­ат­ра им. Ле­нин­ско­го ком­со­мо­ла («Якор­ная пло­щадь» И. В. Што­ка, 1958; «Тре­тья па­те­ти­че­ская» Н. Ф. По­го­ди­на, 1959). С 1960 на ки­но­сту­дии «Мос­фильм». Снял­ся бо­лее чем в 100 филь­мах. С бле­ском ис­пол­нял ко­ме­дий­ные, экс­цен­трич. и ост­ро­са­ти­рич. ро­ли: За­гип­но­ти­зи­ро­ван­ный («Я ша­гаю по Мо­ск­ве»), Че­ба­ков («Же­нить­ба Баль­за­ми­но­ва»), Те­рех (т/ф «Вы­зы­ва­ем огонь на се­бя»), Бар­ма­лей («Ай­бо­лит-66»), кот Ба­зи­лио («При­клю­че­ния Бу­ра­ти­но»), отец Фё­дор («Две­на­дцать стуль­ев»), Ло­го­пед (т/ф «По се­мей­ным об­стоя­тель­ст­вам») и др. Соз­дал дра­ма­тич. и тра­ги­ко­мич. об­ра­зы: Баш­мач­кин («Ши­нель»), По­но­ма­рёв («Здрав­ст­вуй, это я!»), Ва­си­лий Пет­рович («Зво­нят, от­крой­те дверь»), Са­вуш­кин («Мёрт­вый се­зон»), Ско­мо­рох («Ан­д­рей Руб­лёв»), Ма­га­зан­ник («Ко­мис­сар»), Ло­кот­ков («Про­вер­ка на до­ро­гах»), Ли­сют­кин («Из жиз­ни от­ды­хаю­щих»), Лар­сен («Пись­ма мёрт­во­го че­ло­ве­ка», Гос. пр. РСФСР, 1987), Хру­щёв («Се­рые вол­ки») и др. Ре­жис­сёр­ский де­бют Б. в ки­но – ко­ме­дия «Семь ня­нек» (1962). Лен­та «Ай­бо­лит-66» (1967) ста­ла за­мет­ным ша­гом в раз­ви­тии муз.-дра­ма­тич. жан­ра. Сняв свой пер­вый фильм для де­тей («Вни­ма­ние, че­ре­па­ха!», 1971, гл. пр. Мкф в Мо­ск­ве), Б. вско­ре стал ли­де­ром отеч. дет­ско­го ки­но: «Те­ле­грам­ма» (1972), «Ав­то­мо­биль, скрип­ка и со­ба­ка Кляк­са» (1975), «Чу­че­ло» (1984; Гос. пр. СССР, 1986), «Я сю­да боль­ше ни­ко­гда не вер­нусь» (1993). С 1986 худ. рук. объ­е­ди­не­ния «Юность» ки­но­сту­дии «Мос­фильм». В том же го­ду соз­дал Фонд дет­ско­го и юно­ше­ско­го ки­но – с 1992 Ме­ж­ду­нар. фонд раз­ви­тия ки­но и те­ле­ви­де­ния для де­тей и юно­ше­ст­ва («Фонд Ро­ла­на Бы­ко­ва»). Ра­бо­тал на ра­дио и ТВ. Ав­тор сти­хов. Пре­по­да­вал на Выс­ших кур­сах сце­на­ри­стов и ре­жис­сё­ров, в Шко­ле-сту­дии Ро­ла­на Бы­ко­ва, и др.

Соч.: Сти­хи. М., 1994.

Лит.: Лев­ши­на И. Р. Бы­ков. М., 1973; Львов­ский М. Че­ло­век, ко­то­ро­му ве­рят. М., 1990.

Вернуться к началу