Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ВЕ́ГЕНЕР

П. Вегенер. Кадр из фильма «Големи как он пришёл в мир». 1914.

ВЕ́ГЕНЕР (Wegener) Па­уль (11.12.1874, Биш­дорф – 13.9.1948, Бер­лин), нем. ак­тёр, ре­жис­сёр. По­лу­чил фи­лос. и ис­кус­ст­во­ведч. об­ра­зо­ва­ние во Фрай­бург­ском и Лейп­циг­ском ун-тах. Де­бю­ти­ро­вал в 1895 в Гор. те­ат­ре в Рос­то­ке. За­тем иг­рал в разл. те­ат­рах Гер­мании. С 1906 – в «Не­мец­ком те­ат­ре» М. Рейн­хард­та, где ра­бо­тал до кон­ца жиз­ни с пе­ре­ры­ва­ми на вре­мя га­ст­ро­лей по Ев­ро­пе и Аме­ри­ке и служ­бы в бер­лин­ском «Шил­лер-теа­тер» (1938–43). Иг­ру В. ха­рак­те­ри­зо­ва­ли склон­ность к им­про­ви­за­ции, тем­пе­ра­мент­ность при ску­пой сдер­жан­но­сти жес­та. Соз­да­вал об­ра­зы за­га­доч­ных, тра­гич. ге­ро­ев: Франц Мо­ор («Раз­бой­ни­ки» Ф. Шил­ле­ра), Ме­фи­сто­фель («Фа­уст» И. В. Гё­те), Ри­чард III, Отел­ло, Мак­бет (од­но­им. пье­сы У. Шек­спи­ра), Ак­тёр («На дне» М. Горь­ко­го) и др. В ки­но с 1913. Вы­сту­пал про­тив по­шло­сти ком­мерч. ки­но, за по­ис­ки но­вых форм вы­ра­зи­тель­но­сти: в сво­их фан­та­стич. филь­мах ис­поль­зо­вал приё­мы муль­ти­п­ли­ка­ции, все­воз­мож­ные ки­но­трю­ки и т. п. Снял­ся в гл. ро­лях в по­став­лен­ных им двух вер­си­ях ле­ген­ды о Го­ле­ме – «Го­лем и как он при­шёл в мир» (1914, совм. с Х. Га­лее­ном) и «Го­лем, как он при­шёл в мир» (1920, совм. с К. Бё­зе), а так­же в сво­их филь­мах «Ко­нец Гер­цо­га Фер­ран­те» (1922), «Жи­вые Буд­ды» (1923). Эти и др. ра­бо­ты В. («Свадь­ба Рю­бе­ца­ля», 1916; «Кры­со­лов», 1918) ока­за­ли за­мет­ное влия­ние на нео­ро­ман­тич. те­че­ние в нем. ки­но нач. 1920-х гг. В 1931 опуб­ли­ко­вал па­ци­фи­ст­скую кн. «Флан­д­р­ский днев­ник. 1914». Од­на­ко в 1940-е гг. сни­мал­ся в нем. про­па­ган­ди­ст­ских филь­мах «Ве­ли­кий ко­роль» и «Ди­зель» (оба 1942), «Коль­берг» (1945). Как ре­жис­сёр в эти го­ды об­ра­тил­ся к раз­вле­ка­тель­но­му ки­не­ма­то­гра­фу. По­сле окон­ча­ния 2-й ми­ро­вой вой­ны был пре­зи­ден­том «Па­ла­ты дея­те­лей ис­кусств».

Лит.: Pfeiffer H. P. Wegener. B., 1957; Warth­müller P. P. Wegener – dämonischer Koloß: Grenzgänger zwischen Theater und Kino. B., 1986; Schö­ne­mann H. P. We­ge­ner: frü­he Mo­der­ne im Film. Stuttg., 2003.

Вернуться к началу