Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ДАНЕ́ЛИЯ

Г. Н. Данелия. Кадр из фильма «Я шагаю по Москве». 1964.

ДАНЕ́ЛИЯ Ге­ор­гий Ни­ко­лае­вич [р. 25.8.1930, Тиф­лис (ны­не Тби­ли­си)], рос. ки­но­ре­жис­сёр, сце­на­рист, нар. арт. СССР (1989). В 1955 окон­чил Моск. ар­хит. ин-т, в 1959 – Выс­шие кур­сы ки­но­ре­жис­сё­ров при ки­но­сту­дии «Мос­фильм». С 1959 ре­жис­сёр-по­ста­нов­щик ки­но­сту­дии «Мос­фильм». В 1965–69 худ. рук. Экс­пе­рим. творч. объ­е­ди­не­ния при «Мос­филь­ме», в 1975–87 – Экс­пе­рим. объ­еди­не­ния ко­ме­дий­ных и муз. филь­мов, с 1987 – ки­но­сту­дии «Ритм». В 1960 совм. с И. В. Та­лан­ки­ным по­ста­вил ф. «Се­рё­жа» (по В. Ф. Па­но­вой, гл. пр. Мкф в Кар­ло­ви-Ва­ри и др. пре­мии), точ­но пе­ре­дав в ли­рич. ма­не­ре ин­то­на­цию по­вес­ти. Са­мо­сто­ят. де­бют Д. – пси­хо­ло­гич. дра­ма «Путь к при­ча­лу» (1962). Ки­но­по­весть о мо­ло­дё­жи 1960-х гг. «Я ша­гаю по Мо­ск­ве» (1964, пр. Мкф в Кан­не и др.) от­ра­зи­ла стрем­ле­ние к об­нов­ле­нию жиз­ни; осо­бое зна­че­ние в ней при­об­ре­ли изо­бра­зит. и муз. сред­ст­ва вы­ра­зи­тель­но­сти. В филь­мах Д., все­гда тон­ко рас­кры­ваю­щих пси­хо­ло­гию ге­ро­ев, про­яв­ля­ет­ся и склон­ность к обо­ст­рён­ной фор­ме: са­ти­ре и гро­те­ску («Три­дцать три», 1966), экс­цен­три­ке («Со­всем про­па­щий», 1973), фан­та­сти­ке («Кин-дза-дза», 1986). Ус­пеш­ным опы­том соз­да­ния тра­ги­ко­ме­дии в ки­но стал ф. «Не го­рюй!» (1969). Ко­ме­дии Д. час­то вклю­ча­ют в се­бя чер­ты дра­мы или ме­ло­дра­мы. В ф. «Афо­ня» (1975) са­ти­рич­ность ре­жис­сёр­ской ин­то­на­ции ор­га­нич­но со­че­та­ет­ся с бы­то­вой и пси­хо­ло­гич. под­лин­но­стью. Дос­то­вер­ное вос­про­из­ве­де­ние нац. ко­ло­ри­та, сре­ды и ха­рак­те­ров, ли­рич. ат­мо­сфе­ра от­ли­ча­ют ф. «Ми­ми­но» (1978, гл. пр. Мкф в Мо­ск­ве; Гос. пр. СССР, 1978). В ф. «Осен­ний ма­ра­фон» (1979, гл. пр. Мкф в Сан-Се­ба­сть­я­не и др. пр.; Гос. пр. РСФСР, 1981) ре­жис­сёр ис­сле­ду­ет при­ро­ду по­ступ­ков ге­роя, ис­поль­зуя ши­ро­кий диа­па­зон ко­ме­дий­ных средств – от мяг­кой иро­нии до сар­каз­ма. Ин­те­рес к ин­ди­ви­ду­аль­но­сти ак­тё­ра, уме­ние со­еди­нить в строй­ном ан­самб­ле разл. ис­пол­нит. шко­лы, бо­гат­ст­во сти­ли­стич. от­тен­ков обу­сло­ви­ли свое­об­ра­зие по­этич. ки­не­ма­то­гра­фа Д., рас­кры­ваю­ще­го всю мно­го­кра­соч­ность ми­ра, его слож­ность и од­но­вре­мен­но про­сто­ту. Д. – ав­тор или со­ав­тор сце­на­ри­ев боль­шин­ст­ва сво­их ра­бот. Сре­ди др. филь­мов: «Слё­зы ка­па­ли» (1983), «Пас­порт» (1990), «Нас­тя» (1993), «Орёл и реш­ка» (1995), «Фор­ту­на» (2000). Гос. пр. РФ (1996).

Соч.: Три­дцать три. М., 1976 (с В. И. Ежо­вым, В. В. Ко­нец­ким); Ми­ми­но. М., 1978 (с Р. Габ­ри­ад­зе, В. С. То­ка­ре­вой); Джент­ль­ме­ны уда­чи. М., 1981 (с В. С. То­ка­ре­вой); Без­би­лет­ный пас­са­жир. М., 2005; Тос­туе­мый пьет до дна. М., 2006; Чи­то-гри­то. М., 2006.

Лит.: Г. Да­не­лия: Сбор­ник. М., 1982; Де­мин В. П. Г. Да­не­лия. М., 1986; Сти­шо­ва Е. М. Кто пьет до дна… // Близ­кое про­шлое. К., 1989.

Вернуться к началу