Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ДЕ СА́НТИС

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 573

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. И. Рубанова
Дж. Де Сантис. Кадр из фильма «Рим, 11 часов». 1952.

ДЕ СА́НТИС (De Santis) Джу­зеп­пе (11.2.1917, Фон­ди – 16.5.1997, Рим), итал. ки­но­ре­жис­сёр, сце­на­рист, ки­но­кри­тик, один из ос­но­ва­те­лей и клас­си­ков нео­реа­лиз­ма. Изу­чал фи­ло­со­фию, пра­во и жур­на­ли­сти­ку в Рим­ском ун-те, учил­ся в выс­шей ки­но­шко­ле «Centro Spe­ri­men­ta­le». Во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны ра­бо­тал ас­си­стен­том у Л. Вис­кон­ти, Р. Рос­сел­ли­ни, А. Вер­га­но и др., пе­ча­тал­ся в ж. «Cinema». Уча­ст­ник Дви­же­ния Со­про­тив­ле­ния. В 1945 совм. с Вис­кон­ти и М. Се­ран­д­реи по­ста­вил до­ку­мен­таль­ный ф. «Дни сла­вы» об ос­во­бо­ж­де­нии Ита­лии от герм. фа­шиз­ма. Пер­вый ре­жис­сёр­ский опыт в иг­ро­вом ки­но («Тра­ги­че­ская охо­та», 1947, пр. Мкф в Ве­не­ции, Кар­ло­ви-Ва­ри), а так­же филь­мы «Горь­кий рис» (1949) и «Нет ми­ра под оли­ва­ми» (1950, пр. Мкф в Кар­ло­ви-­Ва­ри) во­пло­ща­ли идей­ную и ху­дож. про­грам­му нео­реа­лиз­ма. Ге­рои Де С. – вы­ход­цы из со­ци­аль­ных ни­зов, обез­до­лен­ные, но со­хра­нив­шие дос­то­ин­ст­во и энер­гию борь­бы, унас­ле­до­ван­ную от Дви­же­ния Со­про­тив­ле­ния. Ре­жис­сёр ра­ботал в осн. с не­про­фес­сио­наль­ны­ми ис­пол­ни­те­ля­ми, до­би­ва­ясь пре­дель­ной дос­то­вер­но­сти и со­ци­аль­ной убе­ди­тель­но­сти. Вер­ши­на твор­че­ст­ва Де С. – «Рим, 11 ча­сов» (1952, сце­на­рий Де С. совм. с идео­ло­гом нео­реа­лиз­ма Ч. Дза­ват­ти­ни и др.). Ре­аль­ная тра­гич. ис­то­рия о по­ис­ке ра­бо­ты жен­щи­на­ми-рим­лян­ка­ми из про­ис­ше­ст­вия в го­род­ской хро­ни­ке пре­вра­ти­лась в ём­кую ме­та­фо­ру по­сле­во­ен­ной дей­ст­ви­тель­но­сти. Фильм не был пред­став­лен на Мкф в Кан­не, т. к. был за­пре­щён офиц. вла­стя­ми из-за ра­ди­каль­но­сти и бес­ком­про­мисс­но­сти по­зи­ции ре­жис­сё­ра-ком­му­ни­ста. К по­ло­же­нию жен­щи­ны в по­сле­во­ен­ной Ита­лии Де С. воз­вра­щал­ся в филь­мах «Дай­те му­жа Ан­не Дзак­кео» (1953, в отеч. про­ка­те «Ут­ра­чен­ные грё­зы») и «Дни люб­ви» (1954, пр. Мкф в Сан-Се­ба­сть­я­не), о про­бле­мах сель­ской бед­но­ты раз­мыш­лял в ф. «Лю­ди и вол­ки» (1957). Фильм «Италь­ян­цы – слав­ные ре­бя­та» (1964, совм. с СССР, в отеч. про­ка­те «Они шли на Вос­ток») – эпо­пея об итал. сол­да­тах, ока­зав­ших­ся на сов.-герм. фрон­те. Сре­ди др. по­ста­но­вок: «До­ро­га дли­ною в год» (1958), «Хо­ло­стяц­кая квар­тир­ка» (1960), «Цен­ный спе­циа­лист с обес­пе­чен­ным бу­ду­щим» (1972), «Се­го­дня дру­гой день» (1995). Ав­тор сце­на­ри­ев поч­ти всех сво­их филь­мов. Пр. Мкф в Ве­не­ции за твор­че­ст­во (1995).

Соч.: Нет ми­ра под оли­ва­ми // Сце­на­рии италь­ян­ско­го ки­но. М., 1958; Рим, 11 ча­сов. М., 1958.

Лит.: Ка­цев И. Д. Де Сан­тис. М., 1965; Fa­rassino A. G. De Santis. Mil., 1978; Vit­ti A. G. De Santis and portwar Italian cinema. Toronto, 1996.

Вернуться к началу