Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДИ́КИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 742

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Ю. Смольяков
А. Д. Дикий в роли Кутузова в фильме «Кутузов». 1944.

ДИ́КИЙ Алек­сей Де­ни­со­вич [12(24).2.1889, Ека­те­ри­но­слав, ны­не Днеп­ро­пет­ровск – 1.10.1955, Мо­ск­ва], рос. ре­жиссёр, ак­тёр, нар. арт. СССР (1949). В 1909 учил­ся в те­ат­раль­ной шко­ле С. В. Ха­лю­ти­ной в Мо­ск­ве, за­ни­мал­ся у К. А. Мард­жа­ни­шви­ли и В. Л. Мче­де­ло­ва. В 1911 окон­чил дра­ма­тич. кур­сы МХТ. С 1910 уча­ст­во­вал в спек­так­лях МХТ, с 1913 – 1-й сту­дии МХТ. Сре­ди ро­лей: Алёш­ка («На дне» М. Горь­ко­го), Ми­ша («Про­вин­ци­ал­ка» И. С. Тур­ге­не­ва), Ба­ренд («Ги­бель "На­де­ж­ды"» Г. Хей­ер­ман­са), Джон Пи­ри­бингль («Свер­чок на пе­чи» по Ч. Дик­кен­су), Мол­ча­нов («Рас­то­чи­тель» Н. С. Лес­ко­ва), Епи­хо­дов и Львов («Виш­нё­вый сад» и «Ива­нов» А. П. Че­хо­ва). Уже в не­боль­ших ро­лях про­яви­лись ха­рак­тер­ные чер­ты творч. ин­ди­ви­ду­аль­но­сти Д.: уме­ние соз­дать яр­кий, соч­ный об­раз, склон­ность к ти­пи­за­ции, час­то до­хо­дя­щей до гро­теска. В 1912 впер­вые вы­сту­пил как ре­жис­сёр, по­ста­вив од­но­акт­ные пье­сы Че­хо­ва на Пре­чис­тен­ских кур­сах для ра­бо­чих. Сре­ди по­ста­но­вок: «Зе­лё­ный по­пу­гай» А. Шниц­ле­ра (1921, Ша­ля­пин­ская сту­дия), «Ге­рой» Дж. Син­га (1923, 1-я сту­дия МХАТ), «Пи­нок­кио» по К. Кол­ло­ди (1923, Моск. дет­ский те­атр), «Клад» Шо­лом-Алей­хе­ма (1928) и «Ко­ро­на Да­ви­да» П. Каль­де­ро­на де ла Бар­ки (1929) в те­ат­ре «Га­би­ма» в Па­лести­не, «Че­ло­век с порт­фе­лем» А. М. Фай­ко (1928) и «Пер­вая кон­ная» В. В. Виш­нев­ско­го (1930) в моск. Те­ат­ре Ре­во­лю­ции, «Страх» А. Н. Афи­но­ге­но­ва (Сверд­лов­ский дра­ма­тич. те­атр). Од­ной из наи­бо­лее зна­чит. ра­бот Д. ста­ла по­ста­нов­ка «Бло­хи» Е. И. За­мя­ти­на по рас­ска­зу «Лев­ша» Лес­ко­ва (1925, МХАТ 2-й, Д. в ро­ли Пла­то­ва), осу­ще­ст­в­лён­ная в сти­ле озор­ной, ве­сё­лой нар. иг­ры, ба­ла­ган­ной буф­фо­на­ды. В ГАБТе по­ста­вил опе­ры («Сте­пан Ра­зин» П. Н. Трио­ди­на, 1925; «Лю­бовь к трём апель­си­нам» С. С. Про­кофь­е­ва, 1927) и уча­ст­во­вал в по­ста­нов­ке ба­ле­та «Крас­ный мак» Р. М. Гли­эра (1927, ре­жис­сёр-кон­суль­тант, раз­ра­бот­ка либ­рет­то). В 1931–36 воз­глав­лял Те­ат­раль­но-ли­те­ра­тур­ную мас­тер­скую в Мо­ск­ве (с 1935 Те­атр-сту­дия А. Ди­ко­го), сре­ди по­ста­но­вок – «Ле­ди Мак­бет Мцен­ско­го уез­да» по Лес­ко­ву (1935). В 1932–36 худ. рук. Те­ат­ра им. ВЦСПС («Мат­ро­сы из Кат­та­ро» Ф. Воль­фа, 1932; «Глу­бо­кая про­вин­ция» М. А. Свет­ло­ва, 1935, и др.). В 1936 по­ста­вил в Ма­лом те­ат­ре «Смерть Та­рел­ки­на» А. В. Су­хо­во-Ко­бы­ли­на. В 1936–37 худ. рук. ле­нингр. БДТ: «Пуш­кин­ский спек­такль» («Мо­царт и Саль­е­ри», «Ру­сал­ка», «Сце­ны из ры­цар­ских вре­мён» А. С. Пуш­ки­на) и «Ме­ща­не» Горь­ко­го (оба 1937). В 1937 был ре­прес­си­ро­ван и 4 го­да про­вёл в ла­ге­рях. В 1941–44 в Моск. те­ат­ре им. Евг. Вах­тан­го­ва по­ста­вил: «Оле­ко Дун­дич» М. А. Ка­ца и А. Г. Рже­шев­ско­го, «Рус­ские лю­ди» К. М. Си­мо­но­ва (оба 1942); сы­грал роль Гор­ло­ва («Фронт» А. Е. Кор­ней­чу­ка). В 1944–52 в Ма­лом те­ат­ре: «Ме­ща­не» Горь­ко­го (1946, роль Те­те­ре­ва), «Мо­с­ков­ский ха­рак­тер» А. В. Соф­ро­но­ва (1948; Гос. пр. СССР, 1949), «Ка­ли­но­вая ро­ща» Кор­ней­чу­ка (1950) и др. С 1952 в Моск. те­ат­ре им. А. С. Пуш­ки­на («Те­ни» М. Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на, 1953). В по­ста­нов­ках Д. яр­кая те­ат­раль­ность и изо­бре­та­тель­ность ор­га­нич­но со­че­та­лись с жё­ст­кой ло­ги­кой ре­жис­сёр­ских по­строе­ний и прав­дой че­ло­ве­че­ских чувств. С 1919 сни­мал­ся в ки­но. Соз­дал об­ра­зы, от­ли­чав­шие­ся боль­шой внутр. си­лой: Ку­ту­зов («Ку­ту­зов», Гос. пр. СССР, 1946), Ад­ми­рал На­хи­мов («Ад­ми­рал На­хи­мов», Гос. пр. СССР, 1947; пр. Мкф в Ве­не­ции), Ста­лин («Тре­тий удар», Гос. пр. СССР, 1949; «Ста­лин­град­ская бит­ва», Гос. пр. СССР, 1950), хи­рург Ва­си­лий Ва­силь­е­вич («По­весть о на­стоя­щем че­ло­ве­ке»). Пре­по­да­вал в Те­ат­раль­ном уч-ще им. М. С. Щеп­ки­на (1947–49; проф. с 1948). На­граж­дён ор­де­ном Ле­ни­на.

Соч.: По­весть о те­ат­раль­ной юно­сти. М., 1957; Ста­тьи. Пе­ре­пис­ка. Вос­по­ми­на­ния. М., 1967; Вос­по­ми­на­ния о Л. А. Су­лер­жиц­ком // Л. А. Су­лер­жиц­кий. М., 1970; Из­бран­ное. М., 1976.

Лит.: Смир­но­ва ЕМ. На­род­ный ар­тист СССР А. Д. Ди­кий. М., 1952; Кне­бель МО. О том, что мне ка­жет­ся осо­бен­но важ­ным. М., 1971; Фай­ко А. М. За­пис­ки ста­ро­го те­ат­раль­щи­ка. М., 1978; Гиа­цин­то­ва С. С па­мя­тью на­еди­не. М., 1985.

Вернуться к началу