Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ДУ́ЗЕ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 398

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Э. Дузе – Франческа («Франческада Римини» Г. Д’Аннунцио).

ДУ́ЗЕ (Duse) Эле­о­но­ра (3.10.1858, Вид­же­ва­но, Ита­лия – 21.4.1924, Питс­бург, США), итал. ак­три­са. Из ак­тёр­ской се­мьи. На сце­не с 4 лет, в г. Кьод­жа иг­ра­ла Ко­зет­ту («От­вер­жен­ные» по В. Гю­го). В 1873 с ус­пе­хом сыг­ра­ла Джуль­ет­ту («Ро­мео и Джуль­ет­та» У. Шек­спи­ра, Аре­на-ди-Ве­ро­на). Из­вест­ной Д. сде­ла­ла роль Те­ре­зы Ра­кен («Те­ре­за Ра­кен» Э. Зо­ля; труп­па Эм­ма­ну­эля в Не­апо­ле, 1879). В 1880–86 с труп­пой Ч. Рос­си ак­три­са га­ст­ро­ли­ро­ва­ла по Ита­лии. В 1887 ор­га­ни­зо­ва­ла собств. труп­пу. Став к кон. 1880-х гг. са­мой по­пу­ляр­ной ак­три­сой Ита­лии, на­ча­ла се­рию га­ст­ро­лей по стра­нам Ев­ро­пы, Сев. и Юж. Аме­ри­ки, при­нёс­ших ей все­мир­ную сла­ву. В 1891–92 и 1908 иг­ра­ла в Рос­сии. Сре­ди ро­лей в клас­сич. ре­пер­туа­ре наи­бо­лее зна­чи­тель­ны: Дез­де­мо­на, Кле­о­пат­ра («Отел­ло», «Ан­то­ний и Кле­о­пат­ра» У. Шек­спи­ра), Ми­ран­до­ли­на («Хо­зяй­ка гос­ти­ни­цы» К. Голь­до­ни). Оп­ре­де­ляю­щим для твор­че­ст­ва Д. стал совр. ре­пер­ту­ар. Она пер­вой в Ита­лии на­ча­ла иг­рать в пье­сах Г. Иб­се­на: Но­ра («Ку­коль­ный дом»), Гед­да Габ­лер («Гед­да Габ­лер»), Ре­бек­ка Вест («Рос­мерс­хольм»), Эли­да («Жен­щи­на с мо­ря»). В 1905 в па­риж­ском те­ат­ре «Твор­че­ст­во» сыг­ра­ла роль Ва­си­ли­сы («На дне» М. Горь­ко­го). Вы­сту­па­ла в пье­сах итал. ве­ри­стов (Сан­туц­ца – «Сель­ская честь» Дж. Вер­ги, Эм­ма – «Гру­ст­ные влюб­лён­ные» Дж. Джа­ко­зы, Юлия – «Иде­аль­ная же­на» М. Пра­ги), Г. Д’Аннунцио (Ан­на – «Мёрт­вый го­род», Фран­че­ска – «Фран­че­ска да Ри­ми­ни», Силь­вия – «Джио­кон­да»), М. Ме­тер­лин­ка (Мон­на Ван­на – «Мон­на Ван­на»). Боль­шое ме­сто в ре­пер­туа­ре Д. за­ни­ма­ли дра­мы А. Дю­ма-­сы­на (луч­шей ро­лью ста­ла Мар­га­ри­та Го­тье – «Да­ма с ка­ме­лия­ми»), В. Сар­ду, А. Мель­я­ка и Л. Га­ле­ви, А. Пи­не­ро, Г. Зу­дер­ма­на и др. Про­сто­та, че­ло­веч­ность, обая­тель­ная жен­ст­вен­ность не­ред­ко со­че­та­лись в ге­рои­нях Д. с ду­шев­ным над­ло­мом, ощу­ще­ни­ем не­проч­но­сти жиз­нен­ных ус­то­ев, не­удов­ле­тво­рён­но­стью на­стоя­щим и стра­хом пе­ред бу­ду­щим, ост­рым чув­ст­вом оди­но­че­ст­ва. Ис­пол­не­ние Д. от­ли­ча­лось вир­ту­оз­ной тех­ни­кой. Дли­тель­ная ра­бо­та над ка­ж­дой ро­лью не бы­ла за­мет­на зри­те­лям; иг­ра ка­за­лась вдох­но­вен­ной им­про­ви­за­ци­ей. В 1909 Д. ос­та­ви­ла сце­ну, вновь вер­нув­шись в 1921. Луч­шая роль это­го пе­рио­да – фру Аль­винг («При­ви­де­ния» Иб­се­на). В 1916 сня­лась в ф. «Пе­пел» (по Г. Де­лед­де; реж. А. Ам­бро­зио).

Лит.: Ку­гель А. Р. Те­ат­раль­ные порт­ре­ты. П.; М., 1923; Синь­о­рел­ли О. Э. Ду­зе. М., 1975; Molinari C. L’attrice divina. 2 ed. Roma, 1987.

Вернуться к началу