ЗАВА́ДСКИЙ
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗАВА́ДСКИЙ Юрий Александрович [30.6(12.7).1894, Москва – 1.4.1977, там же], рос. режиссёр, актёр, педагог, театральный деятель, нар. арт. СССР (1948), Герой Соц. Труда (1973). С 1915 в драматич. студии Е. Б. Вахтангова (с 1920 – 3-я Студия МХАТ, З. – актёр, режиссёр, художник). В 1924–31 актёр МХАТа. В 1924 основал студию, реорганизованную в 1927 в Театр-студию под рук. Ю. А. Завадского (руководил ею до 1936). В 1932–35 худ. рук. ЦТКА, в 1936–40 – Драматич. театра им. М. Горького в Ростове-на-Дону. С 1940 режиссёр, с 1941 худ. рук. (позднее гл. реж.) Театра им. Моссовета (Москва). Создавая первые роли (Антоний – «Чудо святого Антония» М. Метерлинка, Калаф – «Принцесса Турандот» К. Гоцци), З. воспринял от Вахтангова вкус к блестящей театральной форме, карнавальности сценич. представления, к импровизационности и пластич. изяществу игры. Работа под рук. К. С. Станиславского во МХАТе над ролями Чацкого («Горе от ума» А. С. Грибоедова), графа Альмавивы («Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше) и др. открыла возможности психологич. анализа характеров, выявила способность З. глубоко и тонко воспринимать душевную жизнь человека. Экспериментаторский характер носила рeжиссёрская работа З. в Театре-студии («Простая вещь» по Б. А. Лавренёву, 1927; «Ученик дьявола» Б. Шоу, 1933; «Волки и овцы» А. Н. Островского, 1934; «Ваграмова ночь» Л. С. Первомайского, 1935, и др.). Творч. искания З., характеризовавшие его режиссуру в Театре им. Моссовета, выразились в ряде героико-лирич., психологич., трагедийных постановок [«Машенька» А. Н. Афиногенова (1941), «Нашествие» Л. М. Леонова (1943), «Встреча в темноте» Ф. Ф. Кнорре и «Отелло» У. Шекспира (обе 1944), «Бранденбургские ворота» М. А. Светлова (1946), «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1952 и 1964), «Битва в пути» Г. Е. Николаевой (1958) и др.], а также в последоват. освоении разнообразных модификаций комедийного жанра [«Трактирщица» (1940) и «Забавный случай» (1942) К. Гольдони, «Виндзорские насмешницы» Шекспира (1957) и др.]. Дважды возвращался З. к «Шторму» В. Н. Билль-Белоцерковского (1951 и 1967), открывая новые возможности совр. прочтения пьесы. «Петербургские сновидения» (по «Преступлению и наказанию» Ф. М. Достоевского, 1969) стали творч. завещанием З. Посвятив спектакль Е. Б. Вахтангову, режиссёр развивал в нём традиции театрального гротеска. З. создал свою актёрскую школу, представленную несколькими поколениями исполнителей: В. П. Марецкая, Н. Д. Мордвинов, О. Н. Абдулов, Р. Я. Плятт, М. Б. Терехова, Г. Л. Бортников, А. С. Леньков, А. М. Адоскин и др. Среди учеников З. – режиссёры И. С. Анисимова-Вульф, М. З. Левитин, А. В. Бородин, а также Е. Гротовский, Сюй Сяочжун (КНР), А. Гутьерес (Мексика), Фауз аль-Саджер (Сирия). Автор книг и статей по теории и технологии театрального иск-ва. Снимался в кино («Аэлита», «Медвежья свадьба»). С 1940 преподавал в ГИТИСе (проф. с 1947), в 1954–1958 худ. рук. Гос. пр. СССР (1946, 1951). Ленинская пр. (1965). Награждён 3 орденами Ленина.