Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ЗАХА́РОВ

М. А. Захаров. Сцена из спектакля «"Юнона" и "Авось"» А. А. Вознесенского на музыку А. Л. Рыбникова. Московский Государственный театр «Ленком»
М. А. Захаров. Сцена из спектакля «Женитьба» Н. В. Гоголя. Московский Государственный театр «Ленком»

ЗАХА́РОВ Марк Ана­толь­е­вич (р. 13.10.1933, Мо­ск­ва), рос. ре­жис­сёр, засл. де­ят. иск-в РСФСР (1977), нар. арт. СССР (1991). В 1955 окон­чил ак­тёр­ский ф-т ГИТИСа (курс И. М. Ра­ев­ско­го; сре­ди пе­да­го­гов – А. М. Ло­ба­нов). В 1955–59 ак­тёр Перм­ско­го об­ла­ст­но­го дра­ма­тич. те­ат­ра; в 1956 в те­ат­раль­ном кол­лек­ти­ве Перм­ско­го ун-та на­чал за­ни­мать­ся ре­жис­су­рой («Ари­сто­кра­ты» по Н. Ф. По­го­ди­ну). В 1959 в Моск. дра­ма­тич. те­ат­ре им. Н. В. Го­го­ля, в 1960–64 в Моск. те­ат­ре ми­ниа­тюр. В 1964 совм. с С. И. Ют­ке­ви­чем в Сту­денч. те­ат­ре МГУ по­ста­вил спектакль «Карь­е­ра Ар­ту­ро Уи, ко­то­рой мог­ло и не быть» Б. Брех­та, а в 1966 – «Дра­кон» Е. Л. Швар­ца. В 1965–1973 ре­жис­сёр Моск. те­ат­ра са­ти­ры («Про­снись и пой!» М. Дьяр­фа­ша, 1970, совм. с А. А. Шир­винд­том; «Темп-1929» по По­го­ди­ну, 1972, и др.). Ог­ром­ный ре­зо­нанс вы­зва­ла его по­ста­нов­ка пье­сы «До­ход­ное ме­сто» А. Н. Ост­ров­ско­го (1967), от­ли­чав­шая­ся ори­ги­наль­но­стью ком­по­зи­ции, ост­ро­той идей­но­го за­мыс­ла и зло­бо­днев­ны­ми ас­со­циа­ция­ми. Спек­такль был снят с ре­пер­туа­ра. В 1969 З. по­ста­вил в Моск. те­ат­ре им. Вл. Мая­ков­ско­го «Раз­гром» по А. А. Фа­дее­ву. С 1973 гл. реж. Моск. те­ат­ра им. Ле­нин­ско­го ком­со­мо­ла (с 1990 «Лен­ком»). С при­хо­дом З. те­атр вер­нул се­бе бы­лую по­пу­ляр­ность, ут­ра­чен­ную по­сле вы­ну­ж­ден­но­го ухо­да А. В. Эф­ро­са. Творч. сти­лю З. при­су­щи со­че­та­ние дос­то­вер­но­сти дей­ст­вия с эле­мен­та­ми гро­те­ска, фан­тас­ма­го­рии, изо­щрён­ность в по­ис­ках но­вых, под­час весь­ма аг­рес­сив­ных форм кон­так­та со зри­тель­ской ау­ди­то­ри­ей. Его спек­так­ли на­сы­ще­ны му­зы­кой, пе­ни­ем, тан­цем. Сре­ди по­ста­но­вок: «Тиль» Г. И. Го­ри­на (по Ш. Де Кос­те­ру, 1974), «В спи­сках не зна­чил­ся» по Б. Л. Ва­силь­е­ву и «Ива­нов» А. П. Че­хо­ва (обе 1975), «Звез­да и смерть Хоа­ки­на Мурь­е­ты» П. Груш­ко (по мо­ти­вам П. Не­ру­ды, 1976), «Мои На­де­ж­ды» М. Ф. Шат­ро­ва, «Хо­рия» («Име­нем зем­ли и солн­ца») И. Дру­цэ и «Па­рень из на­ше­го го­ро­да» К. М. Си­мо­но­ва (все 1977), «Ре­во­лю­ци­он­ный этюд» Шат­ро­ва (1978), «Жес­то­кие иг­ры» А. Н. Ар­бу­зо­ва (1979), «"Юно­на" и "Авось"» А. А. Воз­не­сен­ско­го на муз. А. Л. Рыб­ни­ко­ва (1981), «Оп­ти­ми­сти­че­ская тра­ге­дия» В. В. Виш­нев­ско­го (1983), «Три де­вуш­ки в го­лу­бом» Л. С. Пет­ру­шев­ской (1985), «Дик­та­ту­ра со­вес­ти» Шат­ро­ва (1986), «Муд­рец» (по пье­се «На вся­ко­го муд­ре­ца до­воль­но про­сто­ты» А. Н. Ост­ров­ско­го) и «По­ми­наль­ная мо­лит­ва» Г. И. Го­ри­на (по Шо­лом-Алей­хе­му; обе 1989), «Шко­ла для эмиг­ран­тов» Д. М. Лип­ске­ро­ва (1990), «Бе­зум­ный день, или Же­нить­ба Фи­га­ро» П. Бо­мар­ше (1993), «Чай­ка» А. П. Че­хо­ва (1994), «Ко­ро­лев­ские иг­ры» Го­ри­на (по мо­ти­вам пье­сы «100 дней Ан­ны Бо­лейн» М. Ан­дер­со­на, 1995), «Вар­вар и ере­тик» (по ро­ма­ну «Иг­рок» Ф. М. Дос­то­ев­ско­го, 1997), «Мис­ти­фи­ка­ция» (по пье­се «Брат Чи­чи­ков» Н. Н. Са­дур, 1999), «Шут Ба­ла­ки­рев» Го­ри­на (2000), «Плач па­ла­ча» по ра­дио­пье­се «Ноч­ной раз­го­вор» Ф. Дюр­рен­мат­та и «Эв­ри­ди­ке» Ж. Ануя (2003), «Ва-банк» по «По­след­ней жерт­ве» А. Н. Ост­ров­ско­го (2004), «Же­нить­ба» Н. В. Го­го­ля (2007). Худ. рук. по­ста­нов­ки «Го­род мил­лио­не­ров» по пье­се «Фи­лу­ме­на Мар­ту­ра­но» Э. Де Фи­лип­по (2000, реж. Р. С. Сам­гин). По­ста­вил те­ле­филь­мы: «Две­на­дцать стуль­ев» (1977), «Обык­но­вен­ное чу­до» (1978), «Тот са­мый Мюнх­гау­зен» (1979), «Дом, ко­то­рый по­стро­ил Свифт» (1983), «Фор­му­ла люб­ви» (1984), «Убить дра­ко­на» (1988). Ав­тор и со­ав­тор сце­на­ри­ев к филь­мам «Звез­да пле­ни­тель­но­го сча­стья», «Зем­ля Сан­ни­ко­ва», «Бе­лое солн­це пус­ты­ни» (ав­тор пи­сем Су­хо­ва), «Уз­ник зам­ка Иф» и др. В 1978–2006 пре­по­да­вал на ре­жис­сёр­ском ф-те РАТИ (до 1991 ГИТИС), проф. (с 1991). Гос. пр. СССР (1987), Гос. пр. РФ (1992, 1996, 2001).

Соч.: Кон­так­ты на раз­ных уров­нях. М., 1988; Су­пер­про­фес­сия. М., 2000; Те­атр без вра­нья. М., 2007.

Вернуться к началу