Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗУ́БОВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 578-579

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




К. А. Зубов в роли Цыганова («Варвары» М. Горького).

ЗУ́БОВ Кон­стан­тин Алек­сан­д­ро­вич [8(20).9.1888, с. Ба­зар­ный Сыз­ган Кар­сун­ско­го у. Сим­бир­ской губ., ны­не Ба­зар­но­сыз­ган­ский р-н Уль­я­нов­ской обл. – 22.11.1956, Мо­ск­ва], рос. ак­тёр, ре­жис­сёр, пе­да­гог, нар. арт. СССР (1949). Ро­дил­ся в се­мье учи­те­ля ри­со­ва­ния. Учил­ся в тех­нич. уч-ще в Нан­си, за­тем в Сор­бон­не. В 1906, вер­нув­шись в Рос­сию, про­дол­жил об­ра­зо­ва­ние в С.-Пе­терб. ун-те, од­но­вре­мен­но за­ни­мал­ся в С.-Пе­терб. те­ат­раль­ном уч-ще у В. Н. Да­вы­до­ва. В 1908 де­бю­ти­ро­вал в ро­ли Алё­ши («Де­ти Ва­ню­ши­на» С. А. Най­дё­но­ва) в лет­ней га­ст­роль­ной труп­пе Да­вы­до­ва. Брал уро­ки в Шко­ле сце­нич. иск-ва А. А. Са­ни­на и А. П. Пет­ров­ско­го. В 1910–15 (с пе­ре­ры­вом) слу­жил в ан­тре­при­зе Н. Н. Си­нель­ни­ко­ва в Харь­ко­ве и Кие­ве. В 1915 при­гла­шён в моск. Те­атр Ф. А. Кор­ша. Сре­ди ро­лей: Ка­ре­нин («Жи­вой труп» Л. Н. Тол­сто­го), Ме­лу­зов («Та­лан­ты и по­клон­ни­ки» А. Н. Ост­ров­ско­го), Ту­зен­бах («Три се­ст­ры» А. П. Че­хо­ва). В 1917–18 воз­глав­лял Т-во ак­тё­ров Ир­кут­ско­го дра­ма­тич. те­ат­ра, где впер­вые вы­сту­пил как ре­жис­сёр («Виш­нё­вый сад» Че­хо­ва, «Ме­ща­не» и «На дне» М. Горь­ко­го). В 1921–24 ре­жис­сёр и ак­тёр Пер­во­го Даль­не­во­сточ­но­го во­ен.-ре­во­люц. те­ат­ра. В 1925–31 ак­тёр, ре­жис­сёр и зав. труп­пой моск. Те­ат­ра Ре­во­лю­ции; соз­дал ха­рак­тер­ные ост­ро­са­ти­рич. об­ра­зы Кор­зин­ки­на и Се­мё­на Ра­ка («Ко­нец Кри­во­рыль­ска» и «Воз­душ­ный пи­рог» Б. С. Ро­ма­шо­ва), ми­ни­ст­ра Каль­ма­на («Гоп-ля, мы жи­вём!» Э. Тол­ле­ра) и др. В 1932–38 худ. рук. моск. Те­ат­ра Лен­со­ве­та, где по­ста­вил «Раз­гром» по А. А. Фа­дее­ву (1932), «Пла­тон Кре­чет» А. Е. Кор­ней­чу­ка (1935, З. в гл. ро­ли). С 1936 ак­тёр и ре­жис­сёр (с 1947 гл. реж.) Ма­ло­го те­ат­ра. Иск-ву З. бы­ли свой­ст­вен­ны пси­хо­ло­гич. глу­би­на, тон­кая иро­ния, яр­кая те­ат­раль­ность, мас­тер­ст­во сце­нич. диа­ло­га (Те­ля­тев и Го­ро­ду­лин – «Бе­ше­ные день­ги» и «На вся­ко­го муд­ре­ца до­воль­но про­сто­ты» А. Н. Ост­ров­ско­го, Ре­пети­лов и Фа­му­сов – «Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва, и др.). Сре­ди по­ста­но­вок: «Ев­ге­ния Гран­де» по О. де Баль­за­ку (1939), «Вар­ва­ры» Горь­ко­го (1941, с И. Я. Су­да­ко­вым, З. в ро­ли Цы­га­но­ва), «Пиг­ма­ли­он» Б. Шоу (1943; Гос. пр. СССР, 1946; З. в ро­ли Хиг­гин­са), «За тех, кто в мо­ре!» Б. А. Лав­ре­нё­ва (1946; с В. И. Цы­ган­ко­вым; Гос. пр. СССР, 1947), «Ве­ли­кая си­ла» Ро­ма­шо­ва (1947, с Н. В. Пет­ро­вым; Гос. пр. СССР, 1948), «Не­за­бы­вае­мый 1919-й» В. В. Виш­нев­ско­го (1949; Гос. пр. СССР, 1951). С 1920 за­ни­мал­ся пе­да­го­гич. ра­бо­той; с 1946 проф. Моск. те­ат­раль­но­го уч-ща им. М. С. Щеп­ки­на. На­гра­ж­дён ор­де­ном Ле­ни­на.

Соч.: О мыс­ли и сло­ве // Во­про­сы ре­жис­су­ры. М., 1954; Те­атр Щеп­ки­на и сис­те­ма Ста­ни­слав­ско­го. Об­ра­зы, ок­ры­ляю­щие ак­те­ра // Ма­лый те­атр. 1917–1974. М., 1983. Т. 2.

Лит.: Цю­ру­па Э. Я. К. А. Зу­бов. М., 1953; Шат­ро­ва Е. К. А. Зу­бов // Еже­год­ник Ма­ло­го те­ат­ра. 1955–1956. М., 1961.

Вернуться к началу