КАБУ́КИ
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАБУ́КИ (букв. – ремесло песенного танца), япон. традиционный театр. Первое письм. упоминание о танцах под назв. «кабуки-одори» («танцы кабуки»), исполнявшихся в г. Киото, относится к 1603 (историч. источник «Тодайки»). Родоначальницей К. считается Окуни – танцовщица в синтоистском святилище Идзумо. В нач. 17 в. она основала женскую труппу, выступавшую перед горожанами на врем. площадках. Вскоре возникли др. труппы в Киото, Осаке и Эдо (с 1869 Токио). Поскольку в репертуаре женских трупп преобладали чувственные танцы и сценки, в 1629 их деятельность была запрещена как нарушающая законы о нравственности. Появились труппы юношей с похожим репертуаром, но и они вскоре оказались под запретом. К 1652 сформировался тип К., где женские роли исполняли мужчины, сложилось амплуа исполнителей женских ролей – оннагата, или ояма.
К кон. 17 в. К. представлял собой сложное многочасовое красочное зрелище, в ходе которого исполнялись многоактные пьесы, написанные штатными драматургами трупп в сотрудничестве с актёрами. Значит. место в спектакле отводилось танцам и пантомиме под аккомпанемент 3-струнной лютни (сямисэн). К. был театром горожан, ремесленников и купцов; его расцвет в 18 в., когда создавались шедевры репертуара и достигла совершенства игра актёров, совпал с общим подъёмом гор. культуры. Самураям запрещалось посещать спектакли К., которые правящее сословие считало вульгарными и непристойными. В 1-й пол. 19 в. появились пьесы на совр. темы о жизни разбойников, грабителей, куртизанок и др. представителей гор. низов. В атмосфере утраты нравств. ценностей в обществе накануне падения власти воен. дворянства значит. место в спектаклях стали занимать грубо-натуралистич. кровавые и эротич. сцены. После реставрации имп. власти в 1868 и вступления страны на путь конституц. монархии и европеизации возникло движение за обновление К. Пьесы начали создавать проф. литераторы, не входившие в штат трупп. Постановки таких пьес стали называть синкабуки (новый К.). К нач. 20 в. театр К. был осмыслен как строго канонич. традиц. классич. иск-во, стремящееся к исполнительскому совершенству и красоте зрительного образа спектакля (всё слишком натуралистическое и откровенно эротическое изгонялось со сцены). С 1960-х гг. начался «бум в кабуки» – заметно возрос зрительский интерес, организовывались новые труппы, проводились зарубежные гастроли (первые состоялись в СССР в 1928), в 1966 был построен первый гос. Нац. театр в Токио. С 1986 появились спектакли т. н. суперкабуки, инициатором которых стал знаменитый токийский актёр Итикава Энноскэ III, поставивший пьесу о подвигах богатыря Ямато Такэру. Для спектакля были созданы новые костюмы, использовались совр. сценич. технологии, световые и звуковые эффекты. Спектакли суперкабуки нередко проводятся на нетрадиц. сценич. площадках. На рубеже 20–21 вв. К. существует и как проф. сценич. иск-во, и в форме любительских спектаклей в городах (в студенч. среде, а также среди знатоков традиц. искусств, потомственных театралов) и в сельской местности (играются членами сельских общин во время проведения местных ритуалов и праздников – т. н. фольклорный вариант кабуки).
К. располагает классич. репертуаром примерно из 400 пьес (исторические – опирались на легендарные сюжеты, взятые из воен. эпопей; бытовые – повествовали о любви, семейных отношениях, сенсационных происшествиях; танцевальные – создавались на основе сказок или фантастич. легенд); во многих драмах присутствовали сверхъестественные силы в виде богов, призраков, демонов. Среди знаменитых драматургов – Тикамацу Мондзаэмон (кон. 17 – нач. 18 вв.), Цуруя Намбоку IV (кон. 18 – нач. 19 вв.), Каватакэ Мокуами (19 в.). Каждый драматург писал для определённых исполнителей и согласовывал с ними текст пьесы, считавшейся принадлежностью театра, а не литературы (она могла многократно подвергаться переделкам последующими поколениями актёров). Так, Тикамацу писал для актёра Саката Тодзюро, а Цуруя Намбоку – для Мацумото Косиро V и Оноэ Кикугоро III. К. – актёрский театр, в котором пьеса является поводом для показа мастерства актёра. При всей реалистичности текста он всегда разыгрывается в условной, символич. и гротесковой манере с использованием звукового и светового оформления. Изощрённое мастерство актёра К. складывается из искусства нанесения грима, умения носить богатый театральный костюм и сложнейшие парики, атлетич. пластики с элементами акробатики, а также из искусства игры с предметами, владения оружием, пантомимич. и танцевальной техники, декламации и пения (напр., чтобы только участвовать в сценах поединков, актёр должен освоить более 200 канонич. движений). Сложная сценография с массивными декорациями, живописными задниками и множеством бутафории, аксессуаров включает и особую сценич. площадку с примыкающим к ней и идущим через весь зал помостом ханамити (цветочная тропа); огромное театральное здание дополняет атмосферу К. В К. существует культ актёров-звёзд. Великими актёрами современности на рубеже 20–21 вв. признаны Итикава Дандзюро XII, Итикава Энноскэ III, Накамура Китиэмон, Бандо Тамасабуро. Профессия актёра К. является семейной, передаётся по наследству от отца к сыну (родному или усыновлённому); самые известные – династии актёров Итикава и Накамура. Как правило, актёр овладевает либо мужским амплуа, либо становится исполнителем женских ролей. Овладение техникой происходит в течение 15 лет и более (обучение начинается в семье с 6 лет и совершенствуется всю жизнь). Подлинными хранителями традиций К. являются токийские театры «Кабукидза» (Традиц. театр К.) и «Кокурицу гэкидзё» (Нац. театр; только здесь можно увидеть традиц. спектакли, поставленные с соблюдением всех канонов). С 1985 классич. спектакли К. стали даваться в театре «Канамарудза» (старейшее из сохранившихся театральных зданий К.; построено в 1835) на о. Сикоку, в подлинном интерьере старинного зала с местами для зрителей в миниатюрных огороженных ложах без кресел и стульев. Публика располагается на напольных соломенных матах и подушках. Спектакли играются только при естеств. освещении, поворотный круг на сцене приводится в движение рабочими сцены.
Совр. театр К. даёт возможность увидеть канонич. традиц. постановки, новейшие эксперим. спектакли суперкабуки и реконструкции старинных представлений.