КА́ЗАН
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КА́ЗАН (Kazan; наст. фам. Казанжоглу, Kazanjoglou) Элиа (7.9.1909, Стамбул – 28.9.2003, Нью-Йорк), амер. режиссёр. Родился в семье греков, в 1913 эмигрировавших в США. Учился на ф-те драмы Йельского ун-та. С 1932 актёр и помощник менеджера в «Груп тиэтр» (Нью-Йорк). С 1935 режиссёр этого театра. В кон. 1930-х гг. поставил неск. документальных короткометражных фильмов. Первый игровой ф. «Дерево растёт в Бруклине» (1945), как и последующие – «Джентльменское соглашение» (пр. «Оскар»), «Бумеранг» (оба 1947), «Пинки» (1949), «Паника на улицах» (1950, пр. Мкф в Венеции) – отмечены вниманием к острым социальным проблемам (антисемитизм, коррупция в судебной системе, расизм, рост преступности), достоверностью атмосферы и некоторой театральностью. В кон. 1940-х гг. вместе с Л. Страсбергом возглавил в Нью-Йорке Актёрскую студию, где на основе переосмысления Станиславского системы выросла плеяда звёзд амер. кино 1950-х гг. – М. Брандо, Д. Дин, П. Ньюмен, Р. Стайгер и др. В это же время стал ведущим режиссёром Бродвея, осуществив постановки пьес Т. Уильямса («Орфей спускается в Ад», «Трамвай "Желание"», «Стеклянный зверинец») и др. В киноверсии «Трамвай "Желание"» (1951, пр. Мкф в Венеции) впервые обратился к теме, ставшей центральной в его творчестве, – победе плотского над духовным. Разрыв с левой идеологией и антикоммунизм К. предопределили его сотрудничество с Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности в годы маккартизма, что привело к противостоянию либеральному Голливуду. В своих последующих работах К. мрачно и талантливо демонстрирует как неизбежность, так и бесполезность борьбы за социальную справедливость. Лучшие фильмы режиссёра 1950-х гг. («Да здравствует Сапата!», 1952, – о Мексиканской революции; «В порту», 1954, – о коррупции в профсоюзах, пр. Мкф в Венеции, пр. «Оскар»; «К востоку от рая», 1955, – о конфликте отцов и детей, пр. Мкф в Канне) демонстрируют крах романтич. идеализма и победу инстинктов. В ф. «Лицо в толпе» (1957) К. предупреждал об угрожающем наступлении телевидения, превращающего массы в игрушку политич. авантюристов. Пессимистич. взгляд режиссёра на историю, прогресс и человека ярче всего выражен в ф. «Америка, Америка» (по собств. сценарию – о судьбе своего деда, переехавшего в США; 1963, пр. Мкф в Сан-Себастьяне). Блестящие актёрские ансамбли, доведённая до натурализма живая проработка фона и атмосферы действия, запоминающиеся в своей противоречивости персонажи ставят его работы 1950-х и нач. 1960-х гг. в число лучших достижений амер. кино, несмотря на театральность и традиционность киноязыка. В 1960-е гг. К. ставил в разл. театрах пьесы Т. Уильямса, Р. Андерсона, У. Инджа, А. Миллера, был одним из директоров репертуарного театра при Линкольнском центре драматич. искусств. Автор романов, в т. ч. «Сделка» («The Arrangement», 1967, одноим. фильм – 1969) и «Убийцы» («Assasins», 1972). В 1972 вышел ф. «Посетители», где К. снова обратился к социальной проблеме – моральной деградации участников войны во Вьетнаме. Завершающий творчество режиссёра ф. «Последний магнат» (по Ф. С. Фицджералду, 1976) не имел успеха прежних работ. Почётная пр. Мкф в Берлине (1996), почётная пр. «Оскар» (1999).