КАЧА́ЛОВ
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАЧА́ЛОВ (наст. фам. Шверубович) Василий Иванович [30.1(11.2).1875, Вильна – 30.9.1948, Москва], рос. актёр, нар. арт. СССР (1936). Сын священника. Учился на юридич. факультете С.-Петерб. ун-та (1893–97), одновременно выступал в студенч. театральном кружке под рук. В. Н. Давыдова (Несчастливцев – «Лес» А. Н. Островского). Летом 1896 играл в труппе Л. А. Ленского в Стрельне под С.-Петербургом, гл. обр. в водевилях; осенью поступил на проф. сцену в театр Лит.-худож. об-ва, взяв псевд. Качалов; играл эпизодич. роли. В 1897 гастролировал по провинции с труппой В. П. Далматова, затем перешёл в «Казанско-Саратовское товарищество актёров» под рук. М. М. Бородая. Среди ролей: Борис Годунов («Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого), Горацио («Гамлет» У. Шекспира), Кнуров, Митя («Бесприданница», «Бедность не порок» Островского), Ракитин («Месяц в деревне» И. С. Тургенева). С 1900 в МХТ. Дебютировал в роли царя Берендея («Снегурочка» Островского) и вскоре стал одним из ведущих актёров труппы, определявших её творч. лицо. Благородная красота, выразительный, богатый тембрами голос, вдохновенная игра и умение находить новую интонацию в каждой роли принесли К. широкую популярность. Он искал присущие образу характерные черты, ставил задачу передать не только внутр. мир героя, но и внешний образ через пластику, грим, костюм. Роли: Тузенбах, Вершинин («Три сестры»), Петя Трофимов («Вишнёвый сад») А. П. Чехова, Барон, Протасов («На дне», «Дети солнца» М. Горького), Юлий Цезарь, Гамлет («Юлий Цезарь», «Гамлет» Шекспира), Иоганн («Одинокие» Г. Гауптмана), Чацкий («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Бранд («Бранд» Г. Ибсена), Карено («У царских врат» К. Гамсуна), Анатэма («Анатэма» Л. Н. Андреева), Иван Карамазов («Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому), Ставрогин («Николай Ставрогин» по роману Достоевского «Бесы»), Глумов («На всякого мудреца довольно простоты» Островского), Каренин («Живой труп» Л. Н. Толстого), Дон Гуан («Каменный гость» А. С. Пушкина) и др. В 1919–22 К. с группой артистов МХАТа («Качаловская группа») гастролировал по югу России, затем в Болгарии, Австрии, Германии, Дании, Швеции и др. странах. В 1922–1924 с труппой МХАТа, возглавляемой К. С. Станиславским, выступал в Европе и Америке. Кроме старого репертуара, исполнил новые роли: Царь Фёдор («Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого), Гаев («Вишнёвый сад» Чехова), Штокман («Доктор Штокман» Ибсена). С 1924 в Москве (Вершинин и Артём – «Бронепоезд 14-69» и «Блокада» Вс. В. Иванова, Николай I – «Николай I и декабристы» А. Р. Кугеля, Захар Бардин – «Враги» Горького, Репетилов – «Горе от ума» Грибоедова, Нароков – «Таланты и поклонники» Островского). Роль чтеца «От автора» («Воскресение» по Л. Н. Толстому) объединила в творчестве К. сценическую и концертную деятельность, которой он с годами всё более увлекался. Выступал на эстраде с исполнением стихов и прозы, а также лит.-муз. и драматич. композиций, автором которых был он сам. В репертуаре К.-чтеца – произведения У. Шекспира, А. С. Пушкина, А. А. Блока, В. В. Маяковского, М. Горького, А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, Э. Г. Багрицкого и мн. др. В 1938 К. вернулся к исполнению роли Чацкого («Горе от ума») в новой постановке Вл. И. Немировича-Данченко. Всего на сцене МХАТа сыграл более 50 ролей. Снялся в ф. «Белый орёл». В первом сов. звуковом ф. «Путёвка в жизнь» читал текст за кадром. Гос. пр. СССР (1943). Награждён орденами Ленина (1937, 1945).