КНИ́ППЕР-ЧЕ́ХОВА
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КНИ́ППЕР-ЧЕ́ХОВА Ольга Леонардовна [9(21).9.1868, Глазов – 22.3.1959, Москва], рос. актриса, нар. арт. СССР (1937). Жена А. П. Чехова. Тётя Л. К. Книппера. Из семьи инженера-технолога. В 1898 окончила драматич. отделение Муз.-драматич. училища Моск. филармонич. об-ва (класс Вл. И. Немировича-Данченко) и в том же году была принята в труппу только что созданного МХТ. Дебютировала в первом спектакле театра – «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого (1898; царица Ирина). Была партнёршей К. С. Станиславского в 5 чеховских спектаклях раннего МХТ, где сыграла роли Аркадиной («Чайка»), Елены Андреевны («Дядя Ваня»), Маши («Три сестры»), Раневской («Вишнёвый сад»), Сарры («Иванов»), на долгие годы дав образец воплощения «чеховской женщины» на сцене. В этих ролях раскрылись характерные черты дарования актрисы – очарование женственности, благородство сценич. манеры, психологич. тонкость и строгость в обрисовке персонажа, умение скупыми средствами передать истинную глубину страсти. Большой успех К.-Ч. принёс образ Елены Кривцовой («Мещане» М. Горького), отмеченный в её исполнении оптимизмом, стремлением к интенсивным, полнозвучным чувствам. Творч. удачей актрисы была также роль Насти в пьесе Горького «На дне». Духом бунтарства проникнуты образы Анны Мар («Одинокие» Г. Гауптмана), Майи, Лоны Гессель («Когда мы, мёртвые, пробуждаемся», «Столпы общества» Г. Ибсена). Блестящее чувство стиля и комедийный темперамент проявились в ролях классич. репертуара – Графиня-внучка («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Анна Андреевна («Ревизор» Н. В. Гоголя), Белина («Мнимый больной» Мольера); с особым изяществом исполнила актриса роль Натальи Петровны («Месяц в деревне» И. С. Тургенева). В 1919–22 К.-Ч. была в составе «качаловской группы», гастролировавшей по Югу России, затем в Болгарии, Югославии, Австрии, Чехии, Германии, Дании и Швеции. В 1922–24 принимала участие в гастролях МХАТа по Европе и США, кроме своих постоянных ролей, играла Василису («На дне» Горького), Турусину («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского), Дарью Ивановну («Провинциалка» Тургенева). Создала ряд сатирич. образов. Играя Марию Александровну («Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому), К.-Ч. точно передавала провинциальное великолепие «первой дамы» захолустного городка. Образ Полины Бардиной в пьесе «Враги» Горького был пронизан весёлой и острой иронией. Среди др. ролей: Виола, королева Гертруда («Двенадцатая ночь», «Гамлет» У. Шекспира), Лель («Снегурочка» А. Н. Островского), Терезита, Фру Гиле («Драма жизни», «У жизни в лапах» К. Гамсуна), Ребекка, Регина («Росмерсхольм», «Привидения» Ибсена), Ночь («Синяя птица» М. Метерлинка), Либанова («Где тонко, там и рвётся» Тургенева), Варвара Васильевна («Осенние скрипки» И. Д. Сургучёва), Забелина («Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина), Надежда Львовна («Бронепоезд 14-69» Вс. В. Иванова). Последний раз вышла на сцену 15.3.1950 в роли графини Чарской («Воскресение» по Л. Н. Толстому), которую с блеском и грацией исполняла на протяжении 20 лет. Снялась в фильмах «Пленники моря», «Мастера сцены». Гос. пр. СССР (1943). Награждена 2 орденами Ленина.