КОМИССАРЖЕ́ВСКАЯ
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОМИССАРЖЕ́ВСКАЯ (Коммиссаржевская) Вера Фёдоровна [27.10(8.11).1864, С.-Петербург – 10(23).2.1910, Ташкент; похоронена в С.-Петербурге], рос. актриса. Дочь Ф. П. Комиссаржевского, сестра Ф. Ф. Комиссаржевского. В 1888–1889 брала уроки актёрского мастерства у В. Н. Давыдова. В 1890–91 выступала в любительских спектаклях в Мор. собрании Флотского экипажа в С.-Петербурге и (под псевд. Комина) в Об-ве иск-ва и лит-ры в Москве, где её партнёром в «Горящих письмах» П. П. Гнедича и «Плодах просвещения» Л. Н. Толстого был К. С. Станиславский. В 1893–1894 в Новочеркасском театре Н. Н. Синельникова (Альма – «Честь» Г. Зудермана, Лиза – «Горе от ума» А. С. Грибоедова, Лидочка – «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина, Марья Антоновна – «Ревизор» Н. В. Гоголя, и др.), в антрепризе П. А. Струйской (Наталья Степановна и Елецкая – «Предложение» и «Вечер в Сорренто» А. П. Чехова, Луиза – «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, и др.). В 1894–96 в антрепризе К. Н. Незлобина в Вильно (Софья – «Горе от ума» Грибоедова, Юдифь – «Уриель Акоста» К. Гуцкова, Негина и Лариса – «Таланты и поклонники» и «Бесприданница» А. Н. Островского, Рози – «Бой бабочек» Зудермана, Варя – «Дикарка» Островского и Н. Я. Соловьёва). Игра К. отличалась повышенной эмоциональностью, нервной порывистостью, тревожным лиризмом. Избегая внешних эффектов, К. выражала в сценич. образах собств. внутр. мир, драму женской души, которой тесно и душно в постылом окружении, в строго регламентированном обществе. Молодой аудитории импонировали героини К., нравственно чистые, робкие или кокетливые, самозабвенные в любви, в переломные моменты всегда обнаруживавшие огромную силу духа. В 1896–1902 в Александринском театре. Роль Нины Заречной («Чайка» Чехова) стала легендарной (К. называли «Чайкой русской сцены»). Среди др. ролей: Дездемона («Отелло» У. Шекспира), Маргарита (сцены из «Фауста» И. В. Гёте), Елена («Злоба дня» Н. А. Потехина), Наталья Петровна («Волшебная сказка» И. Н. Потапенко). Много гастролировала по стране, завоевав всерос. известность (Нора – «Кукольный дом» Г. Ибсена, Соня – «Дядя Ваня» Чехова, Ирена – «Золотое руно» С. Пшибышевского, Монна Ванна – «Монна Ванна» М. Метерлинка, и др.). В дек. 1902 в Моск. филармонич. об-ве К. и Ф. И. Шаляпин (по инициативе С. В. Рахманинова) исполняли поэму Дж. Байрона «Манфред» с муз. Р. Шумана. В 1904 К. открыла Драматич. театр в С.-Петербурге, куда пригласила режиссёров, близких МХТ. В репертуаре: Ибсен, Чехов, С. А. Найдёнов, Е. Н. Чириков и др. Постановки пьес М. Горького «Дачники» (1904, К. – Варвара Михайловна) и «Дети солнца» (1905, К. – Лиза) явились событиями большого обществ. значения. Позиция К. во время рев. событий 1905 сблизила её с левой и либеральной интеллигенцией. Актриса устраивала концерты в пользу бастующих и студенч. молодёжи. В 1906, с приглашением В. Э. Мейерхольда, смело экспериментировавшего в поисках новых сценич. форм, репертуарный курс и стилистика театра изменились, что вызвало ожесточённую полемику в печати. К. вначале поддерживала Мейерхольда. Его постановка «Сестры Беатрисы» Метерлинка с К. в заглавной роли принесла ей громкий успех, а такие спектакли, как «Балаганчик» А. А. Блока и «Жизнь Человека» Л. Н. Андреева, К. считала «режиссёрскими шедеврами». Однако вскоре, посчитав, что жёсткие композиции Мейерхольда ограничивают её актёрские возможности, К. предложила Мейерхольду покинуть её театр. Сотрудничала с режиссёрами Ф. Ф. Комиссаржевским и Н. Н. Евреиновым, но в 1909 решила закрыть театр. В течение года провела две крупные гастрольные поездки. В Ташкенте заразилась чёрной оспой и умерла.