Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

КОНЧАЛО́ВСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 179

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Я. Марголит
Кадр из фильма «Дворянское гнездо». 1969.

КОНЧАЛО́ВСКИЙ (Ми­хал­ков-Кон­ча­лов­ский) Ан­д­рей Сер­гее­вич (р. 20.8.1937, Мо­ск­ва), рос. ре­жис­сёр, сце­на­рист, про­дю­сер, пуб­ли­цист, нар. арт. РСФСР (1980). Сын С. В. Ми­хал­ко­ва, брат Н. С. Ми­хал­ко­ва, внук П. П. Кон­ча­лов­ско­го и пра­внук В. И. Су­ри­ко­ва. В 1957–1959 учил­ся в Моск. конс. по клас­су фп. (пе­да­гог Л. Н. Обо­рин), в 1965 окон­чил режис­сёр­ский ф-т ВГИКа (мас­тер­ская М. И. Ром­ма). Пер­вая пол­но­мет­раж­ная ре­жис­сёр­ская ра­бо­та – «Пер­вый учи­тель» (1965, по мо­ти­вам од­но­им. по­вес­ти Ч. Айт­ма­то­ва; в ос­но­ве сю­же­та – ста­нов­ле­ние сов. вла­сти в Кир­ги­зии). В сти­ле «си­не­ма-ве­ри­те» с не­про­фес­сио­наль­ны­ми ис­пол­ни­те­ля­ми в боль­шин­ст­ве ро­лей сня­та ли­рич. дра­ма из жиз­ни совр. де­рев­ни «Ис­то­рия Аси Кля­чи­ной, ко­то­рая лю­би­ла да не вы­шла за­муж» (1967, вы­шла на эк­ра­ны в 1987, пр. Мкф в Зап. Бер­ли­не, 1988, Гос. пр. РСФСР, 1990). Ост­рую по­ле­ми­ку вы­зва­ли ин­тер­пре­та­ции К. отеч. лит. клас­си­ки («Дво­рян­ское гнез­до» по мо­ти­вам ро­ма­на И. С. Тур­ге­не­ва, 1969; «Дя­дя Ва­ня» по пье­се А. П. Че­хо­ва, 1971, пр. Мкф в Сан-Се­ба­сть­я­не), мо­ло­дёж­ная дра­ма с эле­мен­та­ми рок-опе­ры «Ро­манс о влюб­лён­ных» (1974, гл. пр. Мкф в Кар­ло­ви-Ва­ри) и «ки­но­по­эма» о жиз­ни си­бир­ской де­рев­ни на про­тя­же­нии 20 в. «Си­би­риа­да» (1979, 4 се­рии, пр. Мкф в Кан­не). В 1980-е гг. К. жил и ра­бо­тал за рубе­жом (пре­им. в Гол­ли­ву­де). По­став­лен­ные там на но­вом ма­те­риа­ле филь­мы про­дол­жа­ли раз­ви­вать осн. те­мы его твор­че­ст­ва. Та­ко­вы ф. «Лю­бов­ни­ки Ма­рии» (1984, по мо­ти­вам рас­ска­за А. П. Пла­то­но­ва «Ре­ка По­ту­дань»), ост­ро­сю­жет­ный ф. «По­езд-бег­лец» (1985), се­мей­ная дра­ма-прит­ча «За­стен­чи­вые лю­ди» (1987), тра­ги­ко­ме­дия «Го­мер и Эд­ди» (1989, гл. пр. Мкф в Сан-Се­ба­сть­я­не). В нач. 1990-х гг. К. воз­вра­тил­ся в Рос­сию. Фильм «Ближ­ний круг» (1992, совм. с Ита­ли­ей и США) – дра­ма «ма­лень­ко­го че­ло­ве­ка» ста­лин­ской эпо­хи, по­сте­пен­но ос­во­бо­ж­даю­ще­го­ся от сле­пой ве­ры в сво­его ку­ми­ра. Рас­смат­ри­вая про­ис­хо­дя­щее в стра­не с точ­ки зре­ния по­ис­ка но­вых со­ци­аль­ных ро­лей, К. дал кар­на­валь­но-гро­те­ск­ный об­раз но­вой ре­аль­но­сти в про­дол­же­нии «Ис­то­рии Аси Кля­чи­ной…» – в ф. «Ку­роч­ка Ря­ба» (1994, совм. с Фран­ци­ей): 20 лет спус­тя ге­рои ищут своё ме­сто в но­вых ус­ло­ви­ях. Чер­ты са­ти­рич. тра­ги­ко­ме­дии свой­ст­вен­ны и филь­мам «Дом ду­ра­ков» (2002, совм. с Фран­ци­ей, гл. пр. Мкф в Ве­не­ции) и «Гля­нец» (2007). На те­ле­ви­де­нии К. по­ста­вил ми­ни-се­риа­лы «Одис­сея» (1997, по мо­ти­вам по­эмы Го­ме­ра, США) и «Лев зи­мой» (2003, по од­но­им. пье­се Дж. Гол­дме­на, совм. с Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей и США). Ав­тор до­ку­мен­таль­но­го те­ле­цик­ла «Ге­нии» (2003) – о круп­ней­ших рус. ком­по­зи­то­рах 20 в., ве­ду­щий и со­ав­тор сце­на­рия цик­ла на­уч­но-по­пу­ляр­ных те­ле­очер­ков «Куль­ту­ра – это судь­ба» (2006, 12 филь­мов). Ав­тор и со­ав­тор сце­на­ри­ев боль­шин­ст­ва сво­их филь­мов, а так­же филь­мов др. ре­жис­сё­ров (Ан­д­рея А. Тар­ков­ско­го – «Ка­ток и скрип­ка», 1961, «Ива­но­во дет­ст­во», 1962, «Ан­д­рей Руб­лёв», 1966, вы­шел на эк­ра­ны в 1971; Ш. Ай­ма­но­ва – «Ко­нец ата­ма­на», 1971, Гос. пр. Ка­зах. ССР, 1972; Н. С. Ми­хал­ко­ва – «Ра­ба люб­ви», 1976; и др.). Снял­ся в филь­мах «Ива­но­во дет­ст­во», «Суд су­ма­сшед­ших», «Мне два­дцать лет» («За­ста­ва Иль­и­ча»). Так­же по­ста­вил филь­мы: «Маль­чик и го­лубь» (1962, ко­рот­ко­мет­раж­ный, совм. с Е. К. Ос­та­шен­ко, пр. Мкф для де­тей и юно­ше­ст­ва в Ве­не­ции), «Сло­ман­ное виш­нё­вое де­рев­це» (1982, ко­рот­ко­мет­раж­ный, Фран­ция), «Ду­эт для со­ли­ст­ки» (1986, США), «Тан­го и Кэш» (1989, США), «Гей­дар Али­ев» (2005, до­ку­мен­таль­ный). По­ста­нов­щик опер П. И. Чай­ков­ско­го («Ев­ге­ний Оне­гин», 1986, «Пи­ко­вая да­ма», 1989, обе – в те­ат­ре «Ла Ска­ла»), С. С. Про­кофь­е­ва («Вой­на и мир», 2000, Ма­ри­ин­ский те­атр), Дж. Вер­ди [«Бал-мас­ка­рад», 2001, те­атр «Ред­жо» (Пар­ма), Ма­ри­ин­ский те­атр], дра­ма­тич. спек­так­лей [«Чай­ка» А. П. Че­хо­ва, 1989, те­атр «Оде­он» (Па­риж), 2004, Моск. те­атр им. Мос­со­ве­та; «Мисс Жю­ли» А. Стрин­д­бер­га, 2005, Моск. те­атр на Ма­лой Брон­ной; «Ко­роль Лир» У. Шек­спи­ра, 2006, Те­атр на Во­ли им. Т. Лом­ниц­ко­го, Вар­ша­ва].

Соч.: Па­ра­бо­ла за­мыс­ла. М., 1977; Низ­кие ис­ти­ны. М., 1998; Воз­вы­шаю­щий об­ман. М., 1999; Бе­лая си­рень: ки­но­ро­ман. СПб., 2001 (совм. с Ю. М. На­ги­би­ным); На три­бу­не ре­ак­цио­не­ра. М., 2007.

Лит.: Бо­го­мо­лов Ю. А. Ми­хал­ков-Кон­ча­лов­ский. М., 1990.

Вернуться к началу