Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

КУЛИДЖА́НОВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 293

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. М. Шилова
Ю. В. Никулин и И. И. Гулая в фильме «Когда деревья были большими». Режиссёр Л. А. Кулиджанов. 1962.

КУЛИДЖА́НОВ Лев Алек­сан­д­ро­вич (19.3.1924, Тиф­лис – 17.2.2002, Мо­ск­ва), рос. ки­но­ре­жис­сёр, сце­на­рист, нар. арт. СССР (1976), Ге­рой Соц. Тру­да (1984). В 1955 окон­чил ре­жис­сёр­ский ф-т ВГИКа (мас­тер­ская С. А. Ге­ра­си­мо­ва и Т. Ф. Ма­ка­ро­вой). С то­го же го­да на ки­но­сту­дии им. М. Горь­ко­го (Мо­ск­ва). Де­бю­ти­ро­вал ко­рот­ко­мет­раж­ным ф. «Да­мы» по А. П. Че­хо­ву (1955, совм. с Г. Б. Ога­нися­ном). В 1956 по­ста­вил ф. «Это на­чи­на­лось так…» (совм. с Я. А. Се­ге­лем) о жиз­ни пер­вых це­лин­ни­ков. Язык филь­ма, со­от­вет­ст­вую­щий очер­ко­во­му ха­рак­те­ру дра­ма­тур­гии, под­чёрк­ну­то про­стой и чуж­дый па­те­ти­ке, сви­де­тель­ст­во­вал о ро­ж­де­нии но­вой тен­ден­ции в отеч. ки­но. В стро­гой, сдер­жан­ной ма­не­ре, обо­га­щён­ной ли­рич. ин­то­на­ция­ми, мяг­ким юмо­ром, оби­ли­ем точ­ных де­та­лей, по­став­ле­ны филь­мы, рас­кры­ваю­щие ин­те­рес К. к ка­мер­ным сю­же­там, к ис­сле­до­ва­нию внут­рен­не­го ми­ра че­ло­ве­ка: «Дом, в ко­то­ром я жи­ву» (1957, совм. с Се­ге­лем), «От­чий дом» (1959), «Ко­гда де­ре­вья бы­ли боль­ши­ми» (1962). В эк­рани­за­ции ро­ма­на Ф. М. Дос­то­ев­ско­го «Пре­сту­п­ле­ние и на­ка­за­ние» (1970, Гос. пр. РСФСР, 1971) про­яви­лось стрем­ле­ние К. к уг­луб­лён­но­му ана­ли­зу пси­хо­ло­гии пер­со­на­жей и кор­рект­ной трак­тов­ке лит. пер­во­ис­точ­ни­ка. При­вер­жен­ность К. до­ку­мен­таль­но­сти, точ­но­сти и дос­то­вер­ности в вос­соз­да­нии эпо­хи и ха­рак­те­ра реа­ли­зо­ва­лась в до­ку­мен­таль­но-иг­ро­вом филь­ме об ос­вое­нии кос­мо­са «Звёзд­ная ми­ну­та» (1975). Ми­нуя сте­рео­ти­пы био­гра­фич. жан­ра, К. по­сле­до­ва­тель­но шёл к ин­тер­пре­та­ции об­ще­ис­то­рич. про­блем в мно­го­се­рий­ном т/ф «Карл Маркс. Мо­ло­дые го­ды» (1980, Ле­нин­ская пр., 1982). Сре­ди др. филь­мов: «По­те­рян­ная фо­то­гра­фия» (1960, совм. с Че­хосл. Со­циа­ли­стич. Рес­пуб­ли­кой), «Си­няя тет­радь» (1964), «XX век» (1987), «Уми­рать не страш­но» (1991), «Не­за­буд­ки» (1994). Ав­тор и со­ав­тор сце­на­ри­ев мн. сво­их филь­мов. В 1965–86 пер­вый сек­ре­тарь прав­ле­ния Сою­за ки­не­ма­то­гра­фи­стов СССР. В 1960–91 пре­по­да­вал во ВГИКе (с 1985 зав. ка­фед­рой ре­жис­су­ры), проф. (с 1972). На­гра­ж­дён 2 ор­де­на­ми Ле­ни­на.

Лит.: Квас­нец­кая М. Л. Ку­лид­жа­нов. [М., 1968]; Исае­ва К. М. Роль. Ак­тер. Ре­жис­сер: На съем­ках филь­ма «Пре­сту­п­ле­ние и на­ка­за­ние». М., 1975; Фо­ки­на Н. Тог­да де­ре­вья бы­ли боль­ши­ми... Л. Ку­лид­жа­нов в вос­по­ми­на­ни­ях же­ны. Ека­те­рин­бург, 2004.

Вернуться к началу