Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КШЕСИ́НСКАЯ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 506

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. П. Дешкова
М. Ф. Кшесинская в партии Эсмеральды («Эсмеральда» Ч. Пуньи).

КШЕСИ́НСКАЯ (наст. фам. Крже­син­ская) Ма­тиль­да (Ма­рия) Фе­лик­сов­на [19(31).8.1872, Ли­го­во, близ С.-Пе­тер­бур­га – 6.12.1971, Па­риж], рос. ар­ти­ст­ка ба­ле­та, пе­да­гог, засл. арт. Имп. те­ат­ров (1904). Из се­мьи ар­ти­стов ба­ле­та. По окон­ча­нии С.-Пе­терб. те­ат­раль­но­го уч-ща (пе­да­го­ги Л. И. Ива­нов, Е. О. Ва­зем, Х. П. Ио­ган­сон) в 1890–1917 в Ма­ри­ин­ском те­ат­ре. Со­пер­ни­чая с итал. га­ст­ро­лёр­ша­ми-вир­ту­оз­ка­ми, ис­пол­няв­ши­ми все гл. пар­тии, од­ной из пер­вых рус. ба­ле­рин на­ча­ла брать ча­ст­ные уро­ки у Э. Чек­кет­ти, в ре­зуль­та­те че­го её та­нец об­рёл тех­нич. сво­бо­ду, за­кон­чен­ность и точ­ность фор­мы (пер­вой из рус. тан­цов­щиц ис­пол­ни­ла 32 фу­эте). Пер­вая ве­ду­щая пар­тия – Ма­ри­ет­та-Дра­ги­ни­ац­ца («Каль­каб­ри­но» Л. Ф. Мин­ку­са; 1891). В 1893 с боль­шим ус­пе­хом вы­сту­пи­ла в пар­тии Ав­ро­ры («Спя­щая кра­са­ви­ца» П. И. Чай­ков­ско­го), став со вре­ме­нем од­ной из луч­ших ис­пол­ни­тель­ниц ба­ле­тов М. И. Пе­ти­па (Па­хи­та – «Па­хи­та» Э. Дель­де­веза и Мин­ку­са, Ас­пич­чия – «Дочь фа­рао­на» и Эс­ме­раль­да – «Эс­ме­раль­да» Ч. Пу­ньи, Одет­та-Одил­лия – «Ле­бе­ди­ное озе­ро» Чай­ков­ско­го, Ни­кия – «Бая­дер­ка» Мин­ку­са и др.). От­ли­чит. чер­ты твор­че­ст­ва К. – бра­вур­ные тан­це­валь­ные пас­са­жи, ко­кет­ли­вая гор­де­ли­вость поз, цар­ст­вен­ная стать и тем­пе­ра­мент. Впер­вые в Рос­сии по­лу­чи­ла ти­тул ба­ле­ри­ны «assoluta» («без­ус­лов­но пер­вая», 1895). В нач. 20 в. вы­тес­ни­ла с пе­терб. сце­ны иностр. га­стро­лёрш. Поль­зу­ясь по­кро­ви­тель­ст­вом цар­ской се­мьи, влия­ла на фор­ми­ро­ва­ние ре­пер­туа­ра и фак­ти­че­ски об­ла­да­ла мо­но­по­ли­ей на лю­би­мые ро­ли. В 1904 «по до­маш­ним об­стоя­тель­ст­вам» по­ки­ну­ла Ма­ри­ин­ский те­атр, но вско­ре вер­ну­лась в труп­пу на по­ло­же­ние га­ст­ро­лёр­ши по кон­трак­ту. Яр­кая пред­ста­ви­тель­ни­ца рус. ба­лет­но­го ака­де­миз­ма, К. тем не ме­нее под­дер­жи­ва­ла но­ва­ции М. М. Фо­ки­на. Пер­вая ис­пол­ни­тель­ни­ца гл. пар­тий в его по­ста­нов­ках «Эв­ни­ка» А. В. Щер­ба­чё­ва, «Ба­боч­ки» на муз. Р. Шу­ма­на, «Эрос» на муз. Чай­ков­ско­го. В 1895–1909 с ус­пе­хом тан­це­ва­ла в Мон­те-Кар­ло, Вар­ша­ве, Ве­не, Па­ри­же. В 1911–12 в ан­тре­при­зе С. П. Дя­ги­ле­ва. В 1920 эмиг­ри­ро­ва­ла во Фран­цию. В 1921 вы­шла за­муж за вел. кн. А. В. Ро­ма­но­ва, по­лу­чив ти­тул свет­лей­шей кн. Ро­ма­нов­ской-Кра­син­ской. В 1929 от­кры­ла ба­лет­ную сту­дию в Па­ри­же. Сре­ди её уче­ниц – И. Шо­ви­ре, М. Фон­тейн. По­след­ний раз тан­це­ва­ла пе­ред пуб­ли­кой в Лон­до­не в 1936. Твор­че­ст­ву К. по­свя­щён т/ф «Фан­та­зия на те­му» (1993, реж. Е. В. По­по­ва).

Соч.: Dancing in Petersburg. L., 1960. N. Y., 1977; Вос­по­ми­на­ния. М., 2004.

Лит.: Свет­лов В. Тер­пси­хо­ра. СПб., 1906; Кра­сов­ская В. Рус­ский ба­лет­ный те­атр на­ча­ла XX в. М., 1972. [Ч. 2]: Тан­цов­щи­ки; Га­евский В. Ма­дам Сем­на­дцать // Те­ат­раль­ная жизнь. 1990. № 6; Се­дов Г. Ма­дам Сем­на­дцать. Ма­тиль­да Кше­син­ская и Ни­ко­лай Ро­ма­нов. М., 2006.

Вернуться к началу