Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ЛИНЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 527

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. А. Звегинцева
Д. Линч. Кадр из телесериала «Твин Пикс». 1990.

ЛИНЧ (Lynch) Дэ­вид Кит (р. 20.1.1946, Ми­зу­ла, штат Мон­та­на), амер. ре­жис­сёр, сце­на­рист, про­дю­сер. В 1969 окон­чил Пен­силь­ван­скую ака­де­мию изящ­ных ис­кусств. На кур­сах по экс­пе­рим. иск-ву (Фи­ла­дель­фия) в 1966 снял пер­вые ани­мац. филь­мы. В 1968 по­ста­вил ко­рот­ко­мет­раж­ный ф. «Ал­фа­вит», в ко­то­ром со­вмес­тил ани­ма­цию и иг­ро­вое ки­но, в 1970 – ф. «Ба­буш­ка» (об оди­но­ком ре­бён­ке, меч­таю­щем вы­рас­тить се­бе ба­буш­ку из зёр­ныш­ка). В 1977 Л. де­бю­ти­ро­вал в боль­шом ки­но ф. «Го­ло­ва-лас­тик»: пол­ный мрач­ных сюр­реа­ли­стич. об­ра­зов, фильм пред­став­лял со­бой сво­его ро­да пу­те­ше­ст­вие внут­ри тай­но­го ми­ра под­соз­нат. ком­плек­сов че­ло­ве­ка. Ус­пех филь­ма при­нёс Л. ре­пу­та­цию куль­то­во­го ре­жис­сё­ра и ре­фор­ма­то­ра ки­но­эс­те­ти­ки 1980-х гг. Ис­сле­до­ва­ние под­соз­на­ния гл. ге­роя ос­та­ёт­ся центр. те­мой по­сле­дую­щих ра­бот Л., со­хра­ня­ет­ся в них и ин­терес ко все­му не­ве­домо­му, страш­но­му, от­тал­ки­ваю­ще­му. В ка­че­ст­ве сю­же­та для ф. «Че­ло­век-слон» (1980) Л. вы­брал ре­аль­ную ис­то­рию о че­ло­ве­ке, чьё урод­ст­во при­но­си­ло ему ду­шев­ные стра­да­ния и об­ре­ка­ло на веч­ное оди­но­че­ст­во. Эк­ра­ни­за­ция фан­та­стич. эпо­са Ф. Хер­бер­та «Дю­на» (1984) не име­ла зри­тель­ско­го ус­пе­ха из-за чрез­мер­ной ви­зу­аль­ной слож­но­сти, од­на­ко в ней впер­вые проя­вил­ся ин­те­рес Л. к цве­то­во­му ре­ше­нию филь­ма. Сти­хия кон­тра­ст­ных цве­тов пре­ва­ли­ру­ет в филь­мах «Си­ний бар­хат» (1986) и «Ди­кие серд­цем» (1990, пр. Мкф в Кан­не). В ра­бо­тах Л. обыч­но со­че­та­ют­ся эле­мен­ты разл. жан­ров: ме­ло­дра­мы, трил­ле­ра, де­тек­ти­ва и др. Так­же мно­го­об­раз­на и его сти­ли­сти­ка, в ко­то­рой за­тей­ли­во пе­ре­пле­та­ют­ся эс­те­ти­ка кли­па, гру­бый китч, на­смеш­ли­вая от­стра­нён­ность пост­мо­дер­низ­ма, ув­ле­че­ние сюр­реа­лиз­мом и др. Л. вы­сту­па­ет в сво­их филь­мах так­же как ком­по­зи­тор и ак­тёр («Ин­ду­ст­ри­аль­ная сим­фо­ния 1», 1990). В 1990 по­ста­вил те­ле­се­ри­ал «Твин Пикс» – мис­тич. де­тек­тив о рас­сле­до­ва­нии за­га­доч­но­го убий­ст­ва школь­ни­цы. Про­де­мон­ст­ри­ро­вав свой «фир­мен­ный» стиль (сме­ше­ние жан­ров от «мыль­ной опе­ры» до мис­ти­ки), ре­жис­сёр пре­вра­тил за­уряд­ную кри­ми­наль­ную ис­то­рию в зна­ко­вое куль­тур­ное яв­ле­ние нач. 1990-х гг. По­вто­рить три­умф се­риа­ла он без­ус­пеш­но пы­тал­ся в пол­но­мет­раж­ном ф. «Твин Пикс: Сквозь огонь иди со мной» (1992). Сре­ди др. филь­мов: «Шос­се в ни­ку­да» (1997), «Про­стая ис­то­рия» (1999), «Мал­хол­ланд Драйв» (2001, пр. Мкф в Кан­не), «Внут­рен­няя им­пе­рия» (2006), эпи­зод «Аб­сурд» (ф. «У ка­ж­до­го своё ки­но», 2007). Пре­по­да­ёт в Ев­роп. ки­но­шко­ле в Швей­ца­рии. Пр. Мкф в Ве­не­ции «За вклад в раз­ви­тие ми­ро­во­го ки­не­ма­то­гра­фа» (2006).

Соч.: Пой­мать боль­шую ры­бу: Ме­ди­та­ция, осоз­нан­ность и твор­че­ст­во. М., 2009.

Лит.: Куд­ряв­цев С. В ок­ре­ст­но­стях Твин Пикс: ми­фы и до­мыс­лы // Ис­кус­ст­во ки­но. 1994. № 4; McGowan T. The impossible D. Lynch. N. Y., 2007; Пла­хов А. С. Ре­жис­се­ры на­стоя­ще­го. СПб., 2008. Т. 1.

Вернуться к началу